БЕНУА Александр Николаевич (21.4.1870, Петербург - 9.2,1960, Париж) - живописец, график, художник театра, теоретик и историк искусства, художественный критик. Родился в семье академика архитектуры и архитектора двора Николая Леонтьевича Б., внука выходца из Франции Луи-Жюля Б.; младший из девяти детей. Его братья - известный акварелист Аль- берт Б. и архитектор Леонтий Б. Мать - Ека- терина Альбертовна (урожд. Кавос), дочь изве- стного зодчего венецианского происхождения А.Кавоса, строителя нескольких театральных зданий в России. В 1885-90 - учащийся гим- назии К.Мая, в 1890-94 - студент юридиче- ского факультета Петербургского университе- та. В детстве учился рисованию у старшего брата Альберта, в 1887 четыре месяца посе- щал вечерние классы Академии художеств, в начале 1890-х копировал старых мастеров в Эрмитаже. В гимназические годы познакомил- ся и сблизился с Д.ФИЛОСОФОБЫМ, В.Нувелем и К.Сомовым, позже - с С.Дягилевым, Л.Бак- стом, А.Нуроком. Кружок единомышленников (<Общество самообразования>) преобразовался в конце 1890-х в общество <Мир искусства> и редакцию одноименного журнала. В 1891-96 выставлялся на Акварельных выставках в Пе- тербурге. В 1893 женился на А.Кинд, роман с которой, по признанию Б" <протянулся на всю жизнь>. У них было трое детей. В 1893 опубликовал первую свою работу по истории русского искусства (главу в: Р.Мутер <История живописи в XIX в.>). Другие важней- шие искусствоведческие труды - <История русской живописи> (1901-2), <Русская школа живописи> (1904), <Русский музей имп. Алек- сандра III> ( 1906), <Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа> (1910), <История живописи всех времен и народов> (1912-17, незаконч.) и др. Основатель сборника <Художественные сокровища России> (1901). Автор многочислен- ных статей в журналах <Мир искусства>, <Золо- тое Руно>, <Аполлон>, <Старые годы>; в газетах <Слово>, <Русь> и др. С 1908 по весну 1917 регулярно публиковал <Художественные пись- ма> в газете <Речь>. В 1890 путешествовал по Германии. В 1895- 99 был хранителем коллекции современной европейской и русской живописи и графики княгини М.Тенишевой. В 1896 организовал вы- ставку нескольких русских художников в рамках Мюнхенского Сецессиона - творческого объединения, ставящего своей целью создание нового, всеобъемлющего стиля в архитектуре, дизайне, живописи. В том же году впервые по- бывал в Париже, положив начало своему <Версальскому циклу> (серии гуашей и ак- варелей на версальские мотивы, созданной в 1896-99 и в 1905-6; серия литографий и рисунков на ту же тему была издана в Петрограде в 1923). В 1904-6 впервые обратился к теме <Медного всадника> А.Пушки- на (возвращался к ней и в 19 10-е), а также к ил- люстрированию <Пиковой дамы> и <Капитан- ской дочки> (обе - Пг., 1920). Оформлял от- дельные номера журнала <Мир искусства> (в 1904; был соредактором С.Дягилева), работал над экслибрисами, В 1905 создал серию ил- люстраций для книги <Азбука в картинках Алек- сандра Бенуа> и серию открыток <Игрушки>. Дебютировал как художник театра в 1900: оформил одноактную оперу <Месть Амура> в Эрмитажном театре в Петербурге. В 1902 оформлял оперу <Гибель богов> Р.Вагнера в Мариинском театре (показ спектакля состоялся в 1903). В 1907 оформил спектакль балета Н.Черепнина <Павильон Армиды> (Мариинский театр), в том же году был одним из основателей <Старинного театра> в Петербурге (выполнил занавес театра). В 1909 стал художественным директором Русских балетных сезонов Дягиле- ва (до 1911), для которых оформлял балеты <Сильфиды>, <Павильон Армиды> (оба - 1909), <Жизель> (1910), <Петрушка> (был так- же автором либретто, 1911), <Соловей> (1914). В 1912-15 был содиректором по постановочной части Московского Художественного театра. В первые послереволюционные годы принимал активное участие в реорганизации и сохранении пригородных дворцов и парков Петрограда и Русского музея в этом городе. В 1917-26 состоял заведующим Картинной га- лереей Эрмитажа в Петрограде, Был членом Коллегии по делам музеев при Наркомпросе (1918), сотрудничал в издательстве <Все- мирная литература>, основанном М.Горьким. В 1918-22 создал серию литографий <Пе- тергоф>. Работал в петроградских театрах: Мариинском, Александрийском, Большом дра- матическом (1919-26). В 1926 выехал в командировку в Париж - как и ранее, для постановки спектаклей в и участия в выставках, но в Рос- сию не вернулся. Это решение было связано, главным образом, с финансовыми и семейными обстоятельствами. Сохранял активные связи с Петроградом-Ленинградом вплоть до начала 1930-х, когда был отчислен из штата сотрудников Эрмитажа. Б. оформлял спектакли в в Париже в 1924, 1926, 1928-34. В последний период работы для театра Б. сотрудничал с труппой Иды Рубинштейн, для спектаклей ко- торой оформил в числе прочего <Поцелуй феи> И.Стравинского (1928); Б. был также режиссером-постановщиком ряда спектаклей, (<Болеро> М.Равеля (1928) и др.). Ставил и оформлял спектакли в (1930-е), в театре в Буэнос-Айресе, в лондонском (1957). Оформил спектакль <Спящая красавица> для антрепризы Дягилева (1928), а также балеты <Жизель> Ж.Адана и <Лебединое озеро> П.Чайковского для антрепризы С.Юрока в Нью-Йорке в 1948. Особенно много оперных и балетных спектак- лей поставил и оформил в миланском театре (1930-е - 1950-е), где постановоч- ной частью заведовал его сын Николай. Помимо работы в театре, Б. продолжал за- ниматься живописью и графикой; создал серии видов Петербурга и его пригородов под общим названием <Воспоминания>, иллюстрировал книги русских авторов: А.Пушкин. <Капитан- ская дочка> (изд. 1944); А.Попов. <Григорий Орлов> (1946) и <Побрехушки кухми- стерские> (1951). По воображению и памяти написал несколько картин на темы русской ис- тории Петровской, Екатерининской и Павлов- ской эпох (1929, 1940-е). Писал также пейза- жи Парижа, Нормандии, Версаля, Бретани в манере, сложившейся в начале века. Ил- люстрировал книги А. де Ренье <Грешница> (1928), А.Моруа <Страдания молодого Вертера> (1926) и др. В течение жизни Б. участвовал в выставках: <Мир искусства> (1898-1903; 1906: 1911-17: 1922; 1924 - в России: 1921 - в Париже): <Современное искусство> (1902-3) в Пе- тербурге: <Союз русских художников> (1904- 10) в Петербурге и Москве; <Салон С.Маков- ского> (1910-11) в Петербурге; <Между- народной художественной> в Риме (1911); <Русское искусство> при Осеннем салоне в Париже (1906); <Русской художественной> в Берлине (1922), в городах США (1924-25), в Брюсселе (1928), Белграде (1930), Праге (1935). Персональные выставки Б. состоялись в Париже (1926, 1929, 1953), Лондоне (1936, 1939, 1959, 1960), Комо (Италия, 1955), Мила- не (посмертная, 1960), Москве (ретроспектив- ная в Третьяковской галерее, 1972). Б. - кавалер (1906) и офицер (1916) ордена Почетного легиона Франции, офицер ордена (1911). На протяжении своего долгого пути худож- ника, критика и историка искусства Б. оставал- ся верен высокому пониманию классической традиции и эстетических критериев в искусст- ве, отстаивал самоценность художественного творчества и изобразительную культуру, опирающуюся на прочные традиции. Искрен- ность устремлений того или иного автора была для него главным мерилом в оценке произве- дения искусства любого направления. Будучи традиционалистом, Б. не был закрыт для проявлений новаторства, но основное внимание все же уделял изучению истории искусства в музеях и архивах. Из этих изысканий выросли не только его замечательные труды по истории русского и зарубежного искусства, но и сочно, красочно написанные мемуары, зафик- сировавшие целую эпоху отечественной худо- жественной культуры рубежа XIX и XX вв. и отдельно - историю <Дягилевских балетов> периода их расцвета в 1910-е (большая часть воспоминаний написана в эмиграции). Постоян- ство и высокая <планка> эстетических принципов как в художественной практике (в станковом и театрально-декорационном искус- стве, иллюстрации), так и в теории (критика и история искусств) делают творчество Б. одним из уникальных феноменов, оставившим замет- ный след в культуре на протяжении почти трех четвертей века. Важно также и то, что вся мно- гогранная деятельность Б. была, по сути, посвя- щена одной цели: прославлению отечественно- го искусства в Европе и завоеванию для него достойного места в общеевропейском художе- ственном процессе. Объединение <Мир искус- ства>, душой которого на рубеже столетий был Б" сделало немало в этом направлении. После этого европейцы более не могли обозревать ис- кусство Европы без учета вклада в его сокровищницу русских художников. Соч.: Возникновение <Мира искусства>. Л., 1928 (переизд. М., 1994); Воспоминания о балете // Рус. за- писки, 1939, Ms XVI-XXI; Жизнь художника. Нью- Йорк, 1955; Александр Бенуа размышляет... М., 1968; Мои воспоминания, ч. 1-V. М., 1980. Лит.: Эрнст С. Александр Бенуа. Пг., 1921; Маков- ский С. Силуэты русских художников. Прага, 1922 (переизд. М., 1994); Его же. Портреты современников. Нью-Йорк, 1955; Эткинд Марк. Александр Бенуа. М., 1965; Его же. А.Н.Бенуа и русская художественная культура конца XIX - начала XX в. Л., 1989; Аннен- ков Ю. Дневник моих встреч. Цикл трагедий. Париж, 1966 (переизд. Л., 1991). Арх.: РГИА. ф. 789, оп. II, 1887. д. 143; Арх. Гос. Эрмитажа, оп. 5, д. 24 (личное дело А.Н.Бенуа): Сек- ция рукописей ГРМ, ф. 137. А. Толстой
|