Пришла Коляда Накануне Рождества, Мы ходили, мы искали Коляду святую По всем дворам, По проулочкам. Нашли Коляду У Петрова-то двора.
Заслышав эту песню-колядку, хозяин Петр, у дома которого сгрудились парни да девчата, выходил к ним и одаривал гостинцами. Побалагурив еще немного, веселые гости отправлялись к соседнему подворью, где хозяином были Иван и Василий. И все начиналось сначала: колядки, пожелания дому добра и благополучия, ответные подношения. За свое «искусство» колядующие получали от хозяев специально заготовленные угощения, монетки, обновки, дешевые украшения. Порой в зимние святки рядились в животных, чаще всего надевали маски медведя или козы, которая считалась символом плодородия. Шум, гам, песни и розыгрыши длились всю ночь напролет, а потом оставались в памяти надолго. Яркими, сочными красками описал эту народную забаву Н. В. Гоголь в своей повести «Ночь перед Рождеством». Христианская церковь всегда осуждала и даже запрещала подобные действа. В «Стоглаве», сборнике постановлений Московского церковного Собора, собранного Иваном Грозным в 1551 г., с негодованием отмечалось: «В Надвечерии Рождества Христова мужи, и жены, и дети в доме по улице отходя и по водам глумы творят всякими играми и песньми сатанинскими и многими видами скаредными...» И все же обычай колядования за многие века не исчез. Сегодня он вновь возрождается во многих наших городах и селах просто как веселая игра, способ самовыражения в песне, шутке, забавном экспромте.
Кто же она такая, эта Коляда, которую ищут повсюду в праздничную ночь озорные хлопцы и девчата, чье имя звучит во многих старинных припевках, как магическое заклинание? Великий русский историк Н. Карамзин считал Коляду языческим божеством торжеств и мира. Но в письменных памятниках Древней Руси ученые не обнаружили упоминания о подобном боге. Слово «коляда» употребляется обычно обозначение особого языческого праздника или песнопений, величальных песен, звучавших накануне Рождества и какое-то время после него. В Белоруссии и поныне всю святочную неделю от Рождества до старого Нового года называют колядами. Неясно и происхождение слова «коляда». Многие исследователи настаивают на том, что оно ведет историю от латинского «календы», обозначавшего первые числа месяца и пришедшего на Русь вместе с христианством. Другие же утверждают, что праздник Коляды существовал задолго до крещения Руси и, скорее всего, восходит к слову «круг» — «коло». Ведь именно огненным кругом воспринимали язычники солнце. И «народилась Коляда накануне Рождества», потому что после декабря день хотя бы «на воробьиный скок», да увеличился. Солнце, как считали наши предки, возродилось вновь. Выходит, праздник Коляды — это солнечный праздник, несмотря на зимнюю стужу и метели. Не случайно в эти дни принято печь круглые «солнечного» блеска блины и лепешки. А сама Коляда — мифологический персонаж, воплощаемый обычно в образе девушки в белом наряде. Ее приход и есть повод к веселому, озорному, любимому всей молодежью празднику.