Единственным убийцей борца за гражданские права темнокожих американ-
цев доктора Мартина Лютера Кинга был признан Джеймс Эрл Рей. Однако без
ответа остались вопросы о возможных его сообщниках.
В Америке 60-х годов Мартин Лютер Кинг был наиболее влиятельным бор-
цом за гражданские права. Темнокожий священник - именно это одну часть
общества привлекало к нему, а другую озлобляло, - Кинг родился в Атланте,
штат Джорджия, 15 января 1929 года. В восемнадцатилетнем возрасте он по-
лучил сан священника и служил пастором в баптистской церкви в Атланте.
Впервые молодой пастор привлек к себе широкое внимание в связи с движе-
нием за гражданские права в 1956 году, когда он возглавил массовые марши
протеста против действий расистов в штате Алабама.
Мартин Лютер Кинг был высокообразованным человеком, который видел в
расовой сегрегации самую острую нравственную и социальную проблему в
Америке. Он стал организатором сидячих забастовок и несколько раз под-
вергался аресту, когда сам нарушал законы, которые он считал дискримина-
ционными.
20 сентября 1958 года была совершена первая попытка покушения на
жизнь Мартина Лютера Кинга. Он был серьезно ранен, когда какая-то женщи-
на бросилась на него с ножом на одной из массовых манифестаций в
Нью-Йорке. После выздоровления чернокожий пастор организовал и провел
многолюдный марш на Вашингтон в поддержку нового законопроекта о граж-
данских правах.
В 1964 году этот документ был одобрен и принят Конгрессом США. Роль
Мартина Лютера Кинга в ненасильственной борьбе за принятие закона, унич-
тожившего остатки расовой дискриминации в Соединенных Штатах, была отме-
чена Нобелевской премией мира. В ту пору чернокожему священнику из Ат-
ланты было всего 35 лет, и он стал самым молодым лауреатом этой престиж-
ной премии.
Документ о гражданских правах стал законом, общественная деятельность
Кинга заслужила всеобщее признание, но его борьба против расовых пред-
рассудков в сознании людей продолжалась. Кинг многого достиг, но его
проповедь ненасильственных действий казалась недостаточно радикальным
средством в глазах многих граждан, которые не хотели мириться со своим
второсортным положением в Америке. К негритянскому пастору настороженно
относилась значительная часть белого населения, особенно в южных штатах.
Там издавна считалось, что превосходство белых над черными узаконено са-
мим Богом, и это право теперь пытался отменить некий негритянский пропо-
ведник...
4 апреля 1966 года доктор Кинг решил организовать марш в поддержку
бастующих рабочих города Мемфиса. Утром он произнес проповедь, в которой
говорил и о том, что понимает, какой опасности подвергает свою жизнь.
"Когда-нибудь мы все начинаем трезво думать о своем последнем земном
дне. Мы все волей-неволей задумываемся об этом, и время от времени я то-
же думаю о собственных похоронах. Но не думаю об этом как о чем-то ужас-
ном. И время от времени я спрашиваю себя, что бы я хотел сказать, что
оставить в память о себе. Ведь денег у меня нет, так же как нет и рос-
кошных вещей. Единственное, что я могу сделать, это оставить вам свою
жизнь".