Когда Мардохей узнал все, что делалось, то известил царицу (Есфирь о царском указе и ..." наказывал ей, чтоб она пошла к царю и молила его о помиловании и просила его за народ свой". Есфирь ответила Мардохею через слугу: "Кто войдет к царю во внутренний двор, не быв позван, один суд - смерть; только тот, к кому прострет царь свой золотой скипетр, останется жив. А я не звана к царю вот уже тридцать дней"... И сказал Мардохей в ответ Есфири: "Не думай, что ты одна спасешься в доме царском из всех Иудеев... И кто знает, не для такого ли времени ты и достигла достоинства царского?" И сказала Есфирь в ответ Мардохею: "Пойди, собери всех Иудеев, находящихся в Сузах, и поститесь ради меня, и не ешьте и не пейте три дня, ни днем, ни ночью, и я со служанками моими буду так же поститься, и потом пойду к царю, хотя это против закона, и если погибнуть, погибну". Между тем злой Аман приготовил "дерево вышиною в пятьдесят локтей... чтобы повесили Мардохея на нем". На третий день Есфирь оделась по-царски и пошла ко входу дома царя. "И простер царь к Есфири золотой скипетр... Есфирь коснулась конца скипетра" и пригласила царя с Аманом в тот же день на пир. Царь с Аманом пришли на пир. И на следующий день пригласила царица царя и Амана на пир. "И сказал царь: "...Какое желание твое, царица Есфирь?" ...И отвечала царица Есфирь: "Да будут дарованы мне жизнь моя, по желанию моему, и народ мой, по просьбе моей! Ибо проданы мы. я и народ мой, на истребление, убиение и погибель". Так узнал царь, что его жена - еврейка, и понял коварный замысел Амана. По повелению царя Амана повесили на дереве, которое тот приготовил для Мардохея. Однако невозможно было отменить или изменить указы об истреблении Иудеев в персидском царстве, так как написаны они были от имени царя и скреплены царским перстнем. Но по повелению царя писцы написали новые письма "...о том, что царь позволяет Иудеям, находящимся во всяком городе, собраться и стать на защиту жизни своей... Гонцы, поехавшие верхом на быстрых конях царских, погнали скоро и поспешно, с царским повелением", чтобы передать эти письма правителям ста двадцати семи царских областей от Индии до Эфиопии. В память о спасении евреев, Мардохей установил ежегодный праздник, называемый Пурим, который доныне празднуется евреями в 14 и 15 день еврейского месяца Адара (в марте). ЕСФИРЬ гл. 1-10
Неемия строит стены Иерусалима. Неемия был влиятельным придворным при дворе персидского царя Артаксеркса* в престольном городе Сузы. Один израильтянин возвратился из Иерусалима в Персию и рассказал Неемии: "Оставшиеся, которые остались от плена, находятся там, в стране своей, в великом бедствии и в уничижении; и стена Иерусалима разрушена, и ворота его сожжены огнем". Услышав эти слова, Неемия "...сел и заплакал, и печален был несколько дней, и постился и молился пред Богом небесным". И разрешил царь Артаксеркс Неемии пойти в Иерусалим, чтобы построить стены города. Возвратившись в Иерусалим, Неемия и израильтяне стали восстанавливать разрушенные стены и ворота Иерусалима. Об этом услышали враги израильтян и угрозами хотели воспрепятствовать постройке стен Иерусалима. Но Неемия вооружил своих людей. "Строившие стену и носившие тяжести, которые налагали на них, одною рукою производили работу, а другою держали копье. Каждый из строивших препоясан был мечем по чреслам своим, и так они строили". Работа продолжалась и днем и ночью. Рука Божия защищала строителей и, спустя сто сорок лет после того, как вавилонское войско разрушило и сожгло Иерусалим, стена была завершена. "Когда наступил седьмый месяц,.. собрался весь народ, как один человек, на площадь... и сказали книжнику Ездре, чтоб он принес книгу закона Моисеева, который заповедал Господь Израилю. И принес священник Ездра закон пред собрание мужчин и женщин и всех, которые могли понимать... и читал... от рассвета до полудня... и уши всего народа были приклонены к книге закона... И благословил Ездра Господа, Бога великого. И весь народ отвечал: "Аминь, аминь", поднимая вверх руки свои, - и поклонялись и повергались пред Господом лицем до земли". НЕЕМИЯ гл. 1-8 *Артаксеркс правил Персией в 465-425 гг. до Р.Х. Это был не тот царь Артаксеркс, который взял Есфирь в жены.
Народ обращается к Богу.
В двадцать четвертый день этого месяца собрались все сыны Израилевы - постящиеся и во вретищах, и с пеплом на головах своих. И отделилось семя Израилево от всех инородных, и встали и исповедывались во грехах своих и в преступлениях отцов своих. И стояли на своем месте, и четверть дня читали из книги закона Господа, Бога своего, и четверть исповедывалась и поклонялась Господу, Богу своему. И стали на возвышенное место левитов: Иисус, Вания, Кадмиил, Шевания, Вунний, Шеревия, Вания, Хенани, и громко взывали к Господу, Богу своему. И сказали левиты: "...Встаньте, славьте Господа, Бога вашего, от века и до века. Да славословят достославное и превысшее всякого славословия и хвалы имя Твое! Ты, Господи, един, Ты создал небо, небеса небес и все воинство их, землю и все, что на ней, моря и все, что в них, и Ты живишь все сие, и небесные воинства Тебе поклоняются". Народ глубоко раскаялся в своих грехах и отступничестве от Господа и молился: "И ныне, Боже наш, Боже великий, сильный и страшный, хранящий завет и милость! да не будет малым пред лицем Твоим все страдание, которое постигало нас, царей наших, князей наших, и священников наших, и пророков наших, и отцов наших и весь народ Твой, от дней царей Ассирийских до сего дня. Во всем, постигшем нас, Ты праведен, потому что Ты делал по правде, а мы виновны... По всему этому мы даем твердое обязательство и подписываем, и на подписи печать князей наших, левитов наших и священников наших". И подписывали этот завет ведущие люди и прилагали свои печати. "И прочий народ, священники, левиты, привратники, певцы, нефинеи, и все, отделившиеся от народов иноземных к закону Божию, жены их, сыновья их и дочери их, все, которые могли понимать, пристали к братьям своим, к почетнейшим из них, и вступили в обязательство с клятвою и проклятием - поступать по закону Божию и соблюдать и исполнять все заповеди... и предписания Его". Так чтение Слова Божия и молитва к Господу Богу произвели, и могут произвести, великое преобразование в жизни народа.
|