Всякого века есть свой идеал, И в каждом народе стремленье есть к правде И к славе; но каждый народ понимал - По своему только - и правду, и славу. Век чудищ и дивов былых проходил, Рождался век витязей, богатырей младших; Мир самый чудес, сверхъестественных сил Искал себе новой, существенной почвы. Как две ярых тучи средь ночи седой, Столкнулися силы славянов и асов, - Одна, защищая очаг свой родной, Другая, врываясь в ее край богатый. То был грозный вызов, что гордый Один Бросал Святовиту. Ему надо было Пристроить вождей своих бранных дружин, Закончить тот спор, что он некогда начал В стране древних ванов. Воинственный дух Отца знатных асов кипел нетерпеньем В главе стать вселенной; его бранный слух Лишь мог услаждаться бряцаньем оружья; Война утешала Одина вдвойне, Она развивала его мир дружинный, Лишь только в кровавой, жестокой войне Он мог собирать с поля битвы героев В златую Валгаллу, на помощь себе, В божественный вечер небесных величий. Погасни мир целый в ужасной борьбе, Лишь только бы громы победы и славы Всемирный его окружали престол, И дальние страны, как лист, трепетали При имени асов. Но вот он нашел Достойных противников в мире славянском. Царь асов уж знал всех славянских вождей, Везде уважая воинскую доблесть; И даже велел в стране дальней своей Собрать имена их потом, для потомства... Гроза бушевала по всем островам Волынского моря и вдоль стран Поморских, Кидая победу то светлым вождям Одина, то мощным сынам Святовита; Свершались с обеих сторон чудеса Высокой отваги и ярости дикой: Немало вписали в свои волоса Славянские девы дел громких и славных. Ряд целых столетий носились кругом Младые валькирьи и бледные вилы, Вперед отмечая кровавым перстом Достойных пить смертную чашу; пир смерти Пришелся по сердцу обеим странам; Ни та, ни другая признать не хотела Себя побежденною; то здесь, то там Ходить продолжала кровавая чаша; Война так любезна бессмертным богам! Король датчан - Фрото - с своими войсками Уравнивал горы, по топким местам Мостил себе гати; скрывался в засады, Просверливал в самой воде корабли; Чтоб взять град Пултуск, притворился умершим; Созвавши старейшин славянской земли, Предательски резал. Гейдрек, сын колдуньи Гервары, сражался волшебным мечом, Что древле сковали чудесные карлы; Клинок его острый, покрытый кругом Резьбой рун священных, сиял будто солнце, И мог тогда только влагаться в ножны, Когда обагрен был весь вражеской кровью; Гейдрек с ним не раз преклонял ход войны На сторону асов, и взял в полон Дука, Храбрейшего князя славянских дружин. Но самой кровавой, решительной битвой Был бой при Бравалле, где Гуно один, Вождь ванов днепровских, имел под рукою До двух сот князей и такое ж число Народных дружин их. Лишь только известье, О страшных столь силах воинских дошло До дальних племен, все они захотели Зреть битву, каких не бывало с времен Великого Карны и князя Арджуны Небесные боги с обеих сторон Пришли взглянуть также на славную битву. Одну из славянских передних дружин Вела Висна - дева, суровая духом, Привычная к битвам. Великий Один Заметил тотчас же ее приближенье По круглым, медяного цвета, щитам, Почти обнаженных, людей ее ратных, По крепким их мышцам и длинным мечам. В бою рукопашном откинувши быстро Свой щит за плечо иль отдавши слуге, Они с голой грудью кидалися в схватку. Бесстрашная Висна держала в руке Священное знамя. Она подала знак К начатию битвы, ударивши в щит, И ринулась грудью, как ярая львица, На вражий силы. И бог Святовит, И ярый Один созерцали ход битвы; Но тот и другой, по гордыне своей, В нее не мешались. На море и суше Сверкал копий лес и гремел звон мечей; Славяне и асы смешали ряды их, Лились реки крови, кровавая мгла Покрыла равнину... Семь дней не смолкала Ужасная сеча, покуда легла Вся лучшая сила; семь дней колебалась Победа меж той и другой стороной; Чрез три реки люди ходили по трупам; И синее море, и берег морской Дымилися кровью; без счета валились Свои и чужие. Но вот, наконец, Победа вдруг стала заметно клониться На сторону асов... Один, их отец, Воспрянул в весельи, славяне бежали... В отмщенье за этот погром Святовит Послал их на датчан. В короткое время, Предание немцев самих говорит, В короткое время славяне сломали Их край до дальнейших его островов, Сковали в цепях короля их Канута, И отдали только на выбор врагов: Платить ли им дань, иль одеться по-женски, И также по-женски чесать волоса, В знак «бабьего» их перед ними бессилья. Покуда ж сбирались о том голоса, Славяне заставили их покориться Обеим условьям. Так жребий войны Держал меж них долго весы в равновесьи; Но дух беспокойный славянской страны Не мог подчиниться условьям единства. Единство раскиданным врознь племенам Дает большей частью завоеватель. У нас они были, - по тем временам, Еще недоступно им было единство. Единство есть сила, порядок и власть; Оно утверждается светом народным; А там, где господствует дикая страсть И буйная воля, быть трудно единству. Народ рано ль, поздно ль, но чувствует сам Потребность в единстве; но знатные люди Препятствуют часто народным делам И держат народы, для собственной пользы, В раздорах и распрях. Сперва у славян Людей знатных не было, - все были равны; И голос народный, и вещий Баян Одну величали блестящую доблесть; Но нравы соседей влияли на них... Заложники те, что они дали асам, Давно онемечились. Кинув своих, Они изменили свой прежний характер; Родной мир славянский для них стал чужим, Воинственный ас стал для них побратимом; Напротив, Мимир, он значеньем своим Имел уж большое влиянье на ванов. У нас есть немало преданий своих, О знахарях вещих и страшных волотах; Но кто назывался Мимиром из них Об этом в народе утратилась память. По духу, все сходны они меж собой; Но йотн Полуночный быть должен из главных; Не он ли, йотн древний, еще той порой У нас стал учителем вещей науки? Преданье не помнит, он долго ли был Заложником ванов; но эта эпоха, Куда мы вступили, полна вещих сил Старинного йотна у нас и у асов. Его мрачный образ выходит не раз В таинственных образах знахарей финских; Он долго жил в сказках народных у нас. В сообществе с северным дивом Рогином, И змеем Фафниром, и гибнет потом Едва ли не в самую эту эпоху, Когда выступает пред нами кругом, На место титанов, ряд витязей новых К Мимиру спешили славяне гадать, К нему обращалась и вещая Вана За хитрым советом; славянская рать Боялась его непонятных заклятий. Как Вана шептала заклятья свои, Чрез что походили они на молитву; Так древний титан Полуночной земли Их пел, приводя в содроганье природу. Он пел, как родилось железо у них, И тем заговаривал витязям раны; Он пел, как родились в пучинах морских Шипящие змеи, из слюн ядовитых Чудовища Сиетера, и тем спасал От их укушенья; он пел про начало Вселенной, о том как бог Укко послал Медовые тучи на первые нивы, И тем заговаривал тучи и гром... Он пел про значенье божественных асов, Их вещую силу в народе своем, Про знатность их рода, их славу, богатство, Про то, как их чтит весь Полуночный край, Про блеск их оружья и дивные клады Про их лучезарный, воинственный рай, Где с ними пирует Один, бог победы, - И тем разжигал он в славянских вождях Желание власти, почета, богатства; А в Ване - потворство в домашних делах И дух подражания знатным соседям. Коварный Мимир незаметно следил За всем, что творилось в земле вольных ванов, И всякую новость тотчас доводил До сведенья бога Полночи, Одина: Затем что Один на него возложил Ввести в страну Ваны сынов своих асов. Меж тем столкновенье в кровавых боях И ванов, и асов, знакомство друг с другом, Сближенье двух этих враждебных племен Порою в союзах, в торговых сношеньях, Вносили в их страны с обеих сторон Немало, дотоле неведомых, новшеств. В уме вещей Ваны, в народных делах, Заметно вдруг новое стало стремленье; Усилилась зависть в родных племенах, Стремленье враждебных родов к превосходству; Чужой человек стал почетней своих, По той лишь причине, что он чужеземец; Знать стала искать себе прав родовых; Для всех образцом именитый стал немец; Явилась и знать без малейших заслуг. Опричь темной давности древнего рода, Как было у асов, где тысячи рук Всегда вступить были готовы на службу К потомкам Одина. Власть древних князей, Сих первых старейшин славянского мира, Должна была спорить со властью людей, Совсем еще новых, но сильных богатством; Край явно немечился; витязи шли Служить в благородных немецких дружинах, Порой далее против родимой земли; В стране кипел сонм согдядатаев темных... Разумные люди виновником зла Считали заложника, йотна Мимира; Но вещая Вана как будто была Совсем околдована хитрым титаном. Младой богатырь, по имени Вин, Сдружился с полночным бойцом Старкатером, И будучи сам коренной славянин, Ему, скандинаву, враждебному асу, Как брат, помогал в многих ратных делах; В борьбе против ближних восточных народов, И даже в родимых славянских странах, В победе над родственным племенем Вильцев. Не в это ли время, и чудищ, и змей, И вещих валькирий, у нас появился И витязь Добрыня? Не с этих ли дней Он сбросил свой прежний, божественный образ Старинного Кришну, и принял другой, Воинственный образ младого Сигурда, Сразивши своею могучей рукой Полночного Змея Горыныча, где он Нашел в пещерах белокаменных, Нашел он много злата, серебра, Нашел в палатах у Змеища Свою он любимую тетушку, Тоя-то Марью Дивовну, Выводил из пещеры белокаменной, И собрав злата, серебра, Пошел к матушке родимой своей... Так образ, внесенный Микулой с собой, Небесного Кришну, не раз изменившись Еще на Востоке, мог стать той порой У асов - Сигурдом, у ванов - Добрыней; А позже еще, пережив мир былой, Принять от народа и сан современный Рязанского князя?.. Не в эти ли дни Он встретился с прежней своей Царь-Девицей?.. И кто эта Марья?.. Не здесь ли они Слюбились, и стала ему дочь Микулы Семеюшкой милой? Не той ли порой Жил-был и Поток, уроженец Поморский, А может, и Киевский, с вещей женой, Лебедушкой белой, из рода валькирий И наших вил вещих, что несколько раз Его изводила - и клала в могилу, И сонным поила питьем; как у нас Про то повествуется в древних былинах; И в камень-горюч превращала его, И ночью гвоздями к стене прибивала; Но все не сгубила? Позднее того Опять он гуляет с семьей богатырской. Пришел ли он также с Микулой родным Из Индии прямо в Полночную землю, Иль странствовал он по народам чужим, Восточным и Западным, и нахватался У них всяких новых чудес и прикрас; Но он ославянился в наших преданьях, Он занял свой дух богатырский у нас, И стал он нам, русским, богатырем кровным. Мимир и Микула с своей стороны, Должны понимать вполне были друг друга, Как оба - титаны седой старины И полные оба ее вещих знаний. Сойтися они не могли меж собой, А были скорее друг другу врагами. Мимир искал вызвать Микулу на бой И сразу его победить в хитром знаньи; Но строгий Микула борьбы не искал, А был осторожен. Во время раз жатвы, Когда он уж поле свое дожинал, Померкнуло небо, надвинулась грозно Дождевая туча; все бросились вмиг Кидать снопы в копна, в возы класть пожитки; Но вещий Микула тотчас же постиг, Чьи это тут шашни. «Не будет дождя!» - Он им возвещает, а сам продолжает Работать. Немного потом погодя, Отколь ни взялся, скачет черный к ним всадник, На черном коне. «Гей, пусти!» - он кричит. «Ни, ни, не пущу, - отвечает Микула, - Богато, вишь, набрал, так дождь не дождит». Исчез черный всадник, а туча синеет, Потом побледнела: все ждут - будет град! Летит белый всадник. «Пусти, сделай милость!» «Ни, ни, не пущу!» - «Эй, пусти, говорят! Не выдержу». «Ну-же, ступай! Там, за нивой, Глухой буерак есть...» И в этот же миг Посыпался град по бесплодной ложбине. Еще разозлился сильнее старик, Полуночный знахарь за то на Микулу, И начал хвалиться в народе, что он Засеет и выхолит поле под ниву Получше Микулы. Мимир был силен В искусстве глаза отводить. Но вот, точно, Он вырастил ниву; желтеет она, Любуются все на ее полный колос; Колышется нива, как в море волна. Случилось Микулушке ехать тут с грузом, Послал он у йотна Мимира спросить, Позволит ли он провести через поле; Мимиру нельзя в похвальбе уступить - Позволил, а в грузном возу у Микулы Мимир знал про это, иль, может, не знал, Была градовая запрятана туча; Лишь въехал Микула, как град застучал, И в миг превратил все Мимирово поле В сплошное болото. «Ну, знахарь, постой! Узнаешь меня; я тебя доконаю!» - Вскричал Мимир вслед, погрозивши рукой, И вещие начал тянуть заклинанья. Тотчас же померкли кругом небеса, Дрогнула земля, всколыхалося море, Стон издали горы, завыли леса, Объял ужас камни, вихрь поднял столб пыли, И прямо навстречу Микуле летит. «Ну, ладно! Не жалуйся, сам коли лезешь Ко мне на рожон», - знахарь наш говорит; А сам, из-за пояса вынув секиру, Пустил ей в столб вихря - как вихрь завизжит, И дальше... С собою унес и секиру. Летит, а секира вонзилась в него, Как в дерево... Слышит потом наш Микула Про старого йотна, врага своего, Что где-то себя невзначай он скалечил, А после признал у него и топор, - Случайно зашедши к нему раз в жилище. Озлобленный йотн, увидав с этих пор, Что вещий Микула ему не под силу, Спешил кончить с Ваной, зачем он и был Отправлен Одином в заложники асов, И надобно думать, что он насолил В то время немало славянскому миру. Йотн видел, что Вану тогда поглощал Раздор непрестанный племен ее кровных, И их ведогоней... Дух Ваны витал Почти постоянно среди бурных схваток Духов сих домашних славянских племен, Хранителей этих родного хозяйства У каждого племени, с древних времен Всегда начинавших народные смуты. Собравшись на гранях враждебных родов, Старинные эти родные пенаты Старалися выкрасть у кровных врагов Земли плодородье, ее урожаи; А к ним заносили засуху и зной. Болезни и порчи, или угоняли Стада у них, крали богатство. Порой Участие брали в борьбе ведогони Из-за моря, также воруя себе У ванов плоды их земли и погоду. Нельзя не участвовать было в борьбе Царице страны, благодетельной Ване. Вражда эта кровная Ване была Тогда всего ближе; враждой этой кровной Жила вся страна. Даже смерть не могла Смирить дух раздора, - и тени усопших, Смешавшись с толпой ведогоней живых, Не раз принимали участье в их битвах... Далеко шум этих побоищ ночных Был слышен. В лесах вырывались деревья, От гор отторгалися камни, столпом Вздымалася пыль, будто бились две рати. Сразясь, ведогони спешили потом Обратно, но тою же самой дорогой; А кто был убит, того тело тотчас Из крепкого сна погружалось в сон смертный. Мимир был свидетелем, может, не раз, Как вещая Вана, подобно одежде, С себя сбросив тело, потом, не спеша, Его покидала и быстро летела Иль шла - но не Вана, ее лишь душа - То в образе змея, то серой волчицы, То бабочки пестрой или огонька, Туда, на бой лютый ночных ведогоней, Царицею битвы. Смела и легка Была во всех образах хитрая Вана; И чаще ни с чем ведогоням чужим Бежать на другой приходилося берег. Тогда, возвратясь к ведогоням своим, Она расправлялась по-своему с ними. Меж тем край пустел; а его удальцы Носились, как чайки, по синему морю, Покинувши кров свой, где жили отцы, И вверив половникам злачные нивы. Весь Север был полон разбоями их, Далеко гремела их дикая слава... Потом шли пиры, чуть в ладьях расписных, Они появлялись обратно с добычей. Немало богатств привозили они И пленников знатных своей вещей Ване. Веселье ей было в те славные дни. Она обрекала знатнейших из пленных На жертву богам иль бросала в цепях По темным подвалам, пока получала За них ценный выкуп. Простая в делах Народных, радушная в гостеприимстве, Она обходилась жестоко с врагом, Отдавшимся в плен ей; держала в оковах, Морила и голодом, только б потом Взять более выкупа. Неумолима Она была также и в мести своей; Тогда нарушала и гостеприимство, Тогда не щадила и близких людей. У храброго Хагена, мирного гостя, Еще у живого велела она, В пылу мести яростной, вырезать сердце; Его побратима, кого старина Зовет певцом вещим, замкнуть приказала В змеиную башню, и там обрубить И ноги, и руки. Но он спросил гусли, И змеи не смели к нему подступить Под чарами чудных его вещих песней. Лишенный потом рук и ног, он играл, Ветвями их, долго еще свои песни, И музыкой этой себе услаждал Печальные стены угрюмой темницы. Тогда обернулася Вана змеей, И ядом своим облила ему сердце; Но с звуком последним певец молодой С души своей сбросил телесные узы. Давно уж славянский разрозненный мир Был полон врагами; но самый опасный Для них был полонник волот-Яромир, Тот самый, что немцы зовут Эрманриком. Одни говорят, что он был славянин, Воспитанный даже у русского князя; По мненью других, он князь датских друлсин, Но больше известен, как гот из владавцев Амальского рода. Он юность провел В плену у славян, на Днепре, у владавца Иль князя Висмира. Здесь он приобрел Себе тяжкий опыт и прочное знанье В искусстве воинском. Здесь несколько лет Свидетелем был он жестоких раздоров Славянских племен; здесь блеснул ему свет На слабость их жалких народных союзов. За ним наблюдал неотступно весь мир, В народе считался врагом он опасным, И самое имя владавца - Висмир - Могло означать также - весь мир народный. Как скованный асами, волк их, Френмир, Вотще хотел сбросить он крепкие путы, Что с детства был связан народной враждой; На это был нужен особенный случай, - Ему помочь в этой беде роковой Мог только Мимир, самый хитрый кудесник Древнейшего мира.
|