В мифах славян волк - представитель потусторонних сил, чужой, посланец иного, потустороннего мира, к которому принадлежат Бог, души умерших и нечистые, злые духи. Волк знается с нечистью, и часто его самого причисляли к ней. Не случайно его отгоняли крестом и даже делали оконные рамы в форме креста, чтобы отпугнуть его как нечистую силу от жилья. Чехи называли черта волком. В волка могут обращаться дьявол и ведьма. Волк служит черту конем, и на нем часто ездит ведьма, кума черта. Упыря — покойника, встающего по ночам из гроба, - южные славяне представляли в волчьем облике. Иногда волком называли мертвеца-вампира. Считали. что покойник становится вампиром, если его мать во время беременности ела мясо животного, убитого волком. Поскольку волк близок к умершим, человек при встрече с ним старался и сам притвориться мертвым, чтобы волк его не тронул, приняв за своего. А иногда, столкнувшись с волком, звали по имени умерших - знакомого охотника или трех своих предков, как бы прося у мертвых защиты от волка. То, что волк выполняет роль посредника между людьми и силами иного мира, имеет еще одно подтверждение. Если волк похищал скотину, то это воспринимали как жертву, предназначенную Богу и сулившую удачу. Задирая скотину, волк действует не по своей, а по Божьей воле. Поэтому лишать волка его добычи считали грехом. Верили, что если человек отнимет у волка чужую скотину, то взамен волк унесет его собственную. Святой Николай, хозяин волков, наставлял работника, вырвавшего барана из волчьей пасти: «Запомни, ни у кого нельзя отбирать то, что ему Господь Бог предназначил!»
|