Двунадесятый праздник, отмечающийся 25 марта (7 апреля). Согласно Евангелию, в этот день Пресвятой Богородице явился Архангел Гавриил и сообщил о том, что ей предстоит стать Матерью Спасителя: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, благословенная Ты между женами, ибо Ты обрела благодать у Бога. И вот, зачнешь во чреве и родишь сына, и наречешь Ему имя Иисус.
Зачатие Пресвятой Богородицы Гравюра из старопечатной книги. XVII в. * * * Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его, и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и царству Его не будет конца». На Руси Благовещение считается великим праздником. «Благовещение — самый большой праздник у Бога, в этот день даже грешников в аду не мучат», говорится в пословице. Вся природа разделяет радостную весть, считается, что «на Благовещение солнце на восходе играет», переливается разными красками. В земледельческом календаре к Благовещению приурочивались обряды встречи весны. Утром молодежь поднималась на крыши или забиралась на возвышенные места бани, верхушки скирд, поленницы. Затем участники обряда начинали «гукать», призывая весну поскорее прийти на поля.
Собор Пресвятой Богородицы Гравюра из старопечатной книги. XVII в. * * * В этот день старались определить, каким будет год, поэтому с праздником связано множество примет: если на Благовещение выпадала теплая ночь, то обычно бывала теплой и зима. Если на Благовещение лил дождь, полагали, что уродится неплохая рожь. Как и в другие значимые дни, на Благовещение гадали о благополучии года, хорошем урожае, богатстве. Одновременно стремились, чтобы ко дню праздника все члены семьи были здоровы и сыты, полагая, что так будет и весь год. Для защиты от нечистой силы в деревнях совершали очистительные обряды — били в металлическую посуду, звонили в колокольцы. Иногда участники обряда зажигали костры, в которых сжигали солому и старье. Чтобы защитить скот, вокруг хлева обводили по земле черту металлической косой. Поскольку праздник приходится на время Великого поста, с ним не связаны ни многолюдные обряды, ни пиршества. Обычно в этот день в церкви проводится специальное освящение просфор. Полагали, что они обладают особенно сильной благодатью. Благовещенскую просфору использовали и в качестве оберега: кусочки клали в семена, зарывали по углам поля, чтобы защитить посевы от града. Просфору скармливали домашнему скоту, чтобы защитить его от болезней. Иногда кусочек просфоры помещали в первый сноп, а также в сусек, чтобы зерно не ели мыши. Чтобы обеспечить будущий урожай, благовещенскую просфору клали в сетево (особое решето, из которого сеяли зерно). И в XX веке во время сева просфору привязывали к сеялке или просто брали с собой. В Благовещение категорически запрещалось работать, прежде всего не разрешалось «прикасаться к земле», чтобы не побеспокоить ее. Пахота начиналась только после праздника. Благовещение считалось праздником птиц. Именно в этот день их выпускали на волю. Открывая клетки, произносили приговор: Синички-сестрички, Вы по воле полетайте, Вы на вольной поживите, К нам весну скорей ведите. Особые ритуалы связывались с сезонными изменениями в природе. Ко дню Благовещения весна вступала в свои права, выходили из нор барсуки, просыпались медведи, появлялся леший. Чтобы не потревожить проснувшихся после спячки существ, на Благовещение не разрешалось ездить в лес. В некоторых местах в день праздника совершался ритуал благословения зерна. Икону с изображением Благовещения ставили в открытый мешок или кадку с зерном, предназначенным для посева, затем произносили приговор: Матерь Божья! Гавриил-архангел! Благовестите, благоволите, Нас урожаем благословите, Овсом да рожью, Ячменем, пшеницей, И всякого жита сторицей.
|