Меню сайта

Категории раздела
Языческая Русь [45]
Географические названия [26]
Предмет изучения топонимики — географические названия — это слова, а словами занимается языкознание.
Тайны древних строк [26]
Жизнь и обычаи Древних Славян [72]
Славянская мифология христианские праздники и обряды
Улучшение собственной памяти [21]
Библия для детей [40]
Ветхий завет и Новый завет
Предания и легенды на Руси [46]
Термины Одесского языка [26]
Слова и фразы.
Японские Мифы [44]
Мифы, легенды и предания кельтов [43]
Египетская мифология [23]
Географические названия Древней Руси [79]
Древнеславянские предания и мифы [60]
Техногнозис что это [13]
Энциклопедия русского быта XIX века [98]
Народные повести Индии [35]

Люди читают

Статистика

Онлайн всего: 14
Гостей: 14
Пользователей: 0
            

Главная

Мой профильРегистрация

ВыходВход
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS


Мифы и предания


Суббота, 23.11.2024, 06:09
Главная » Файлы » Языческая Русь

ГОРОДА ВЕЛИКОЙ СКИФИИ и лайки в фейсбуке
20.03.2015, 19:06

 Часть городов, созданных скифами, разрушена, а другая часть существует до сих пор.
В VII в. до н. э. Великая Скифия была сильной и процветающей. Процветала ее промышленность, сельское хозяйство, военный комплекс. Жизнь общества строилась на здоровой основе: не было гаремов, гетер, извращений вроде группового секса, не было чрезмерной роскоши и, что очень важно, не было рабства. Кроме того, не было какого-либо ущемления прав женщин. Вот таким было общество, которое с малых лет нам изображают как диких варваров, которому противостояли цивилизованная Римская империя и Греция.
 У развитых, процветающих, «продвинутых» римлян все строилось на рабском труде, на полном бесправии простого народа, на полном пренебрежении хоть какими-либо моральными нормами. Это была не цивилизация, а цивилизованная помойка, в которой в наше время оказалась Америка и цивилизованная Европа. И мы, загипнотизированные западной демократией, как кролики, смотрим туда же. В период с 1-го тысячелетия до н. э. до 1-го тысячелетия н. э. в Приазовье-Причерноморье было построено значительное число городов. 
Это была прибрежная зона, принадлежащая Скифии. В то же время известно, что строили города или участвовали в их строительстве греки. На каких принципах строилось взаимодействие скифов и греков? На принципах принуждения, колонизации греками прибрежной зоны Скифии? Это абсолютно исключено. Во-первых, ни в одном источнике, прямом или косвенном, о какой-либо войне скифов с греками не упоминается. 
Во-вторых, и что более важно, грекам Скифия была не по зубам. Ведь это было время могущества Скифии, когда огромные армии скифов через Кавказ и Переднюю Азию вторгались и громили там такие «сверхдержавы», как Ассирия. А тут скифы уступили бы свое побережье каким-то грекам. Более того, в то время скифо-киммерийские войска вторгались и на Балканы и устрашали тамошние греческие полисы. Все исторические достоверные источники свидетельствуют о том, что римско-эллинистическому миру никогда не удавалось добиться перевеса над скифами и закрепиться на северных берегах Черного, а тем более Азовского морей. Так, в VI в. н. э.
 Прокопий Кесарийский признавал, что «местности же вокруг Понта Эвксинского, простирающиеся от Византии до Местийского озера, описать все точно невозможно, так как из-за варваров, обитающих к северу от Истра, называемого Данувием, этот берег совершенно недоступен для римлян». Только в период расцвета Римской империи ее владения простирались до устья Истра (Дуная), с одной стороны, и до устья Фасиса (Риони) в стране колхов, то есть Грузии, с другой. Римляне пытались завладеть Крымом и Причерноморьем и при императоре Августе, и при Антониях. Но ни разу их походы не были успешными, и северный берег Понта оставался «недоступен для римлян».
Так почему же греки строили города (или участвовали в их строительстве) на скифском побережье? Тут может быть только одно объяснение — это строительство было «совместным предприятием» двух взаимно заинтересованных соседей. Недаром города воздвигались вдоль границы между компаньонами (но на скифской территории). Хотя скифы и не нуждались в импорте (у них было все свое, а излишки они экспортировали), тем не менее они были заинтересованы в строительстве городов-портов на своем побережье. Но эти города были полностью под юрисдикцией скифов, по крайней мере в VII–VI вв. до н. э. Возможно, они начали несколько обособляться в V–IV вв. до н. э. когда скифская держава несколько ослабла. Таким образом, прибрежные города-порты («полисы») создавались для облегчения посредничества между двумя цивилизациями — континентальной скифской и морской греческой. Надо забыть басни о том, что цивилизованные греки несли культуру варварам скифам. Отношения скифской и греческой цивилизации в области культуры были как минимум равноправные. Хотя при этом не надо забывать, что греки почерпнули у скифов много полезного для себя и вообще прогрессивного.
Крупнейшим портом северо-западного Причерноморья (в устье Днепра) был Борисфен, или Ольвия, что значит «счастливая». Название порта Борисфен является не греческим, а местным — скифским. Город находился под прямым политическим контролем скифов и сарматов. Именно здесь скифский царь Скил слишком увлекся «прелестями» греческой цивилизации и даже поменял религию. Поэтому его, как отщепенца, свои родичи казнили.
До постройки крупного города-порта там уже был городок, состоящий из однокамерных домов-полуземлянок. Эти дома очень похожи на жилища местного северочерноморского населения. Эти постройки не имели ничего общего с греческой архитектурой.
Свидетельством того, что Борисфен-Ольвия был скифским городом, говорит факт, что там выпускались бронзовые монеты — «стрелки», которые имели оригинальную форму двухлопастных стрел очень древнего типа. Не надо удивляться — настоящие наконечники стрел у скифов издавна выполняли функции денег. Ольвийские «стрелки» были деньгами и только деньгами. Они только имитировали форму более ранних денег скифов.
История Сльвии такова. В VII–V вв. до н. э. город Ольвия, как и соседние с ним города, были построены скифами без участия греков. Они предназначались для торговли с соседями-греками. В 331 г. до н. э. Сльвию попытался взять штурмам полководец Александра Македонского Зопирион. Но жители Ольвии (борисфениты), а также соседние скифы разгромили македонскую армию. Напомним, что в те времена настоящие греческие «полисы» считали Македонию своим собственным национальным политическим центром. Вывод из этого такой — Ольвия служила форпостом, который прикрывал Скифию от экспансии со стороны Средиземноморья, но никак не наоборот.
Скифы господствовали в Ольвии по крайней мере до II в. до н. э. Это подтверждают выпущенные в Ольвии монеты с изображением царя скифов Скилура. В то время скифам подчинялись и города западного берега Крыма. Главным из этих городов была Керкинитида (Евпатория). Через какое-то время эстафета политической власти перешла к сарматам. Об этом свидетельствуют записи Диона Хрисостома, который посетил Ольвию в 82 г. н. э. Он писал, что реки Днепр (Борисфен) и Буг (Гипанис) впадают в море около «крепости Алектор», которая принадлежит «супруге сарматского царя». Таким образом, военная крепость сарматов перекрывала устья Днепра и Буга и полностью контролировала окрестные города. Самым крупным из этих городов была Ольвия. Хрисостом свидетельствует, что все жители Ольвии одеты «по-скифски», то есть в штаны и сапоги, носят бороды, прекрасно умеют обращаться с конями… Хрисостом сообщал также, что жители Ольвии из всей греческой культуры интересуются только древним эпосом «Илиадой». Не вызывает сомнений, что одетые «по-скифски» жители Ольвии не были греками. Иначе они были бы одеты в хитоны. Конечно, в городе были и греки, скорее всего греческие купцы. Но их было немного.
Кроме того, Дион Хрисостом сообщает о городе Ольвии следующее: «Город Борисфенитов по своей величине уже не соответствует своей былой славе, чему виной постоянные войны и разрушения. Ведь этот город, построенный очень давно, в самой гуще варварских племен, и притом, пожалуй, наиболее воинственных, постоянно подвергается нападениям, и не раз был захвачен врагами. Последнее и наиболее страшное разрушение он претерпел около ста пятидесяти лет тому назад. В ту пору геты захватили и этот город, и многие другие по левому берегу Понта до самой Аполлонии. Поэтому положение греков, живших в этом краю, стало очень тяжким: некоторые города вовсе не были заселены заново, другие едва- едва, причем по большей части в них поселились варвары. Немало городов в разных областях подвергалось захвату и разрушению, так как греческие поселения рассеяны повсюду».
После того как геты были отбиты, Ольвия снова оказалась у своих хозяев-скифов. Дион Хрисостон об этом пишет так: «Борисфениты после разрушения своего города снова, собравшись вместе, заселили его, по-видимому, согласно желанию скифов, которые хотели вести торговлю с греками, приезжавшими в эту гавань. Когда город стал необитаем, греки стали заезжать в него, так как у них не находилось земляков, у которых они могли бы остановиться…» Из этого древнего текста подтверждается главное: и скифы и греки были заинтересованы в торговле, поэтому они нуждались друг в друге. Посредниками в этих отношениях были жители города «борисфениты».
На месте современного Севастополя в те времена был город Херсонес Таврический. Само название города восходит к культу солнечного бога славян (и скифов) Хорса. Так, на полуострове Ютландии в древности был известен Херсонес киммерийский. Поэтому можно не сомневаться, что название Херсонес (Корсунь) относится к киммерийской, а возможно, и к более ранней эпохе.
Среди городов южного берега Крыма Херсонес был самым важным. Иногда ему подчинялось западное побережье с центром в Керкинитиде (Евпатории). Иногда же западное побережье входило в ту же политическую систему, что и Ольвия. Что же касается восточного берега Крыма, то он входил в Боспорское царство.
Поселения на месте современного Севастополя существовали еще в начале первого тысячелетия до н. э. Построенный здесь город Херсонес изначально принадлежал тавроскифам. Жителями города всегда были скифы, и город никогда не был греческим. Жители города давали клятву определенного содержания. При этом они призывали в свидетели своих главных богов: Зевса, Гею, Геракла и Деву. Выскажете, что это же греческие боги. Так нас учили. Но на самом деле это совсем не так. Сами греки утверждали, что Геракл является прародителем скифов. В Элладе Геракл был всего-навсего героем эпоса. В Скифии он был одним из главных богов. Что касается Зевса и Геи, то у скифов они были богами неба и земли (мужское и женское начала), верховной супружеской парой, которая правила миром. То, что это верховные боги скифов, подтверждает сам Геродот. У греков тоже был Зевс, но с другими функциями. Там богом неба был Уран, он же был супругом Земли — Геи. Со временем культ Урана как высшего бога-творца вообще ушел на задний план, культ херсонесской Девы сильно отличался от греческого. Только скифы в своих клятвах ставили рядом Деву и Зевса.
Местное население Херсонеса составляли не просто скифы, а тавроскифы. То, что это так, подтверждается и преемственностью Херсонеса с местными поселениями эпохи бронзы, и его названием и общим обликом самого города и его жителей. Конечно, в городе проживали и греки, но они не создали Херсонес.
Херсонес был на стыке двух народов, как и Ольвия, но принадлежал он скифам. При этом Херсонес имел статус независимого государства-города (своего рода самоуправление). С начала II в. до н. э. Херсонес был склонен к союзу с Понтом — эллиническим царством севера Малой Азии. Около 107 г. до н. э. Херсонес вошел в состав империи Митридата Понтийского. После разгрома этой империи Херсонес был подчинен Босфорским царством. В конце I и в начале II века н. э. Херсонес подчинился Риму. В составе цивилизации «Средиземья» Херсонес оставался до 18-го столетия.
На месте современного Симферополя в те древние времена находился город Неаполь (Новгород) Скифский, о чем мы уже говорили. Название «Новый город» вполне оправдано, поскольку город, действительно, стал новой столицей скифского царства (Крымского). Прежняя столица скифского царства находилась на Днепре.
По материальной культуре у Херсонеса (Севастополя) и Неаполя Скифского (Симферополя) очень много общего. Это и один и тот же тип городских стен, такие же дома, общественные здания с колоннами, одинаковые статуи богов. Сходными были погребения, одинаковая керамика. Неаполю Скифскому повезло в том, что он был столицей скифов. Поэтому никто не осмелился представить его как греческий город, как… поступали фальсификаторы истории с другими приграничными городами Скифии.
Скифы создали мощные фортификационные сооружения, и прежде всего со стороны Херсонеса. Расчет был правильным: предполагаемый противник после взятия Херсонеса устремится на столицу. На рубеже II и I в. до н. э. события развивались именно так. Войска Понтийского царства вначале высадились в Херсонесе, а затем устремились на Неаполь Скифский.
Археолог П. Н. Шульц так описывает укрепления города: «Неаполь Скифский был огражден оборонительной стеной в III веке до н. э. Она была сложена из крупных необработанных камней на глиняном растворе. Ширина ее первоначально доходила до 2,5 м. Позднее стену расширяли и укрепляли пристройкой новых панцирных поясов. Общая ширина стен достигает 8,5 м, а в некоторых местах доходит до 12, 4 м. Таких мощных стен не было ни в одном древнем городе северного Причерноморья — ни в Ольвии, ни в Пантикапее, ни в Херсонесе». Показательно, что изображения скифских царей, найденные археологами при раскопках города, очень сильно напоминают средневековые изображения русских князей. Одно из изображений скифских царей предвосхищает «канонические» изображения святого Георгия.
В столице имелся мавзолей правителей скифского царства. Он располагался вне городских укреплений, у стен скифской столицы. Поразительно не только это, но и то, что первоначально он стоял открытым. Поразительно потому, что он был переполнен золотом. На основании материалов раскопок П. Н. Шульц пишет: «Казалось, что даже не защищенный еще стенами он оберегал город, так же как и жители его были призваны оберегать священный прах своих властителей». В мавзолее в самой древней и богатой гробнице был погребен скифский царь Скилуг. Он в свое время основал тавроскифскую державу. Его изображения широко известны, поскольку имелись на монетах, а также на каменном рельефе. Это был мудрый царь (совет которого пришелся бы впору последним политикам Советского Союза). Царь учил своих сыновей любой ценой сохранять единство народа. Он показал им наглядно, как легко переломать отдельные прутики, которые раньше составляли целый пучок, переломить который не так-то просто. Наши руководители этого не знали, поскольку вместо объективной истории изучали марксизм-ленинизм.
В склепах скифского некрополя на стенах археологами были обнаружены высокохудожественные росписи. Так, например, на стене одного из склепов изображен «бородатый скиф в высокой шапке, в мягких сапогах. На нем широкополый кафтан с откидными рукавами, напоминающий древнерусские кафтаны. Скиф играет на лире…» На другой стене «мы видим скифа, выезжающего на охоту. Он сидит на статном тонконогом коне, напоминающем арабского скакуна, в правой руке держит повод, в левой — копье. На голове у него остроконечная шапка. А перед ним две собаки — красная и черная; с яростью и вместе с тем со страхом набрасываются они на дикого ощетинившегося кабана…» Эти слова принадлежат П. Н. Шульцу.
Крымские скифы занимались земледелием и скотоводством, особенно коневодством. Но земледелие было на первом месте. Изображенная псовая охота — это так, баловство. В те времена она была привилегией скифской аристократии. Как мы уже говорили, скифы экспортировали зерно в больших количествах в Рим и Грецию. Из Средиземноморья они импортировали оливковое масло и вино. Местные жители занимались традиционной скифской лепной керамикой, изготовлением посуды на гончарном круге и др. Все это однозначно говорит за то, что уже в III–II вв. до н. э. тавроскифы по уровню культуры были нисколько не ниже греков.
За всю свою 700-летнюю историю Неаполь Скифский только один раз был взят врагами (Митридатом Понтийским). Об этом говорят и следы пожара, датируемого концом II в. до н. э. В конце IV в. н. э. город был разрушен гуннами. Оставшиеся в живых жители его оставили. С этого момента началась эпоха запустения города. Но полностью город не погиб. Из исторических источников (греческого труда «Жития св. Стефана Сурожского») явствует, что еще в конце VIII в. н. э. некий русский князь Бравлин из Новгорода Скифского совершил нападение на восточнокрымский город Сурож, который тогда принадлежал грекам. Это сообщение вполне понятно, так как византийцы называли русскими только скифов, которые жили в Крыму (тавроскифов).
В связи с этим сообщением специалисты задают себе вопрос — возможно, с самого начала не было никакого Неаполя Скифского, а был просто Новгород Скифский? Вполне возможно, что и так. Просто греки перевели название на свой язык.
Уже говорилось о Боспорском царстве. Оно моложе описанных городов скифов. Города выросли в VII в. до н. э., а Боспорское царство Меотиды как самостоятельное возникло около 480 г. до н. э. Столицей этого царства стал город Пантикапей (это современная Керчь). Название города Пантикапей — не греческое, переводится «путь рыбы». Городу Пантикапей подчинялись на крымской стороне города Нимфей, Мирмекий, Киммерик, Гиритака и Феодосия, а на таманской стороне города Фанагория, Гермоносса (современная Тамань) и Синдская гавань (современная Анапа). Со временем Боспор усиливался и подчинил себе почти все Приазовье вплоть до устья Дуная, а также значительную часть Кубани.
Боспорское царство было меото-сарматским царством. О первой династии боспорских царей, которые правили с 480 по 433 гг. до н. э. (Археонактидов), мало что известно. В 438 до н. э. Спартак основал династию, которая правила царством три с половиной столетия. Эта династия, бесспорно, была не греческой. Боевую силу Боспора составляла скифская конница.
Политическая структура Боспорского царства обеспечивала существование и развитие общества. Это создавало полный контраст с античными «парламентскими демократиями», которые перемежались с непрочными диктатурами (тираниями). Демократия — это не более чем игра слов. Ведь как можно осуществить на деле демократию — то есть власть народа. Власть — это принятие властных, судьбоносных для народа решений. Принять ответственное решение, касающееся всего народа, может только тот, кто имеет всю полноту информации. Далее эту сложнейшую информацию, касающуюся всех сторон жизни твоего народа и твоих соседей, надо детально, с умом проанализировать, и только после этого на основании результатов этого анализа (с несколькими сценариями на будущее) можно принимать решение — властное, судьбоносное решение. Если этого нет, то это попадание пальцем в небо. А дальше скажите, способен ли народ, каждый член общества в отдельности на это? Конечно, нет! Поэтому причем тут демократия, — власть народа? Демократическую политическую систему ловко и хитро используют отдельные личности и группы политиков, которые стремятся заручиться голосами избирателей и дальше действовать от имени избирателей. Сами же избиратели в большинстве случаев исходят из личных симпатий или антипатий избираемого и ни о каком глубоком, объективном анализе ситуации, а тем более о прогнозе не может быть и речи. Поэтому этот обман, лежащий на поверхности, называть властью народа нельзя. Современная демократия, как и древняя, никогда не выведет народ на дорогу устойчивого развития, и тем более процветания. Мы за последние десять лет начинаем в этом убеждаться, но еще стесняемся в этом признаться. Те, кто хочет нас разрушить и похоронить (а точнее подчинить себе) окончательно, ждут от нас демократии. Они знают, что если мы будем идти по пути «демократии», то их планы осуществятся. Но наш народ, похоже, уже сыт демократией и понимает, что нужна твердая рука, нужен порядок, нужна диктатура закона. А это уж как поперек горла нашим западным друзьям-партнерам. Но мы надеемся, что народ не позволит себя одурачить и его не подведет природное чутье и природная народная мудрость.
Вернемся к скифам. Их политическое устройство с высокой семейной моралью, с отрицанием рабства и разврата было намного выше гнилых греческих демократий, при которых человека можно было убить, поработить, искалечить в один миг. Что же касается скифского царства, то оно не было основано на тирании. Это было полноценное царство — наследственная монархия. Без тирании и деспотизма.
Боспорским царством правила местная династия в течение тысячелетий. Местная — это значит «не греческая», а скифская. Династия Спартакидов пала в 107 г. до н. э. под ударами воинства Понтийского царства. Это царство располагалось на территории современной Турции. Но когда римляне разгромили Понтийское царство, которым в то время правил Митридат, Боспорское царство стало свободным и даже сумело отразить нашествие римлян. Римляне освободили их на свою голову. В 47 г. до н. э. власть в Боспорском царстве перешла к новой династии. Основатель новой династии Рескупоридов взял власть силой. Эта династия правила в течение четырех столетий.
Основатель новой династии происходил из приазовских меотов-аспургиан. Слово «асы» (ясы) означает «живущие в крепостях». Слово «пургос» означает «башня». «Асы» — это одно из древнейших наименований ариев. Это название сохранилось в скандинавских и индийских преданиях об Асгарде — городе асов. В первом тысячелетии н. э., а также в средние века донские и азовские армасы носили имя «асы». Несколько представителей новой боспорской династии носили имя «Савромат». Неудивительно, что основную военную силу Боспорского царства составляли сарматские всадники.
Боспорскому царству противостояла Римская империя. Во время императоров Траяна и Адриана Рим был наиболее сильным. В то время римские гарнизоны стояли в Херсонесе и низовьях Днепра. Но только здесь и только в это время. Рим никогда не владел всем прибрежным Причерноморьем. За исключением только этого промежутка времени Боспорское царство было независимым. Оно чеканило собственные монеты вплоть до середины IV в. н. э.
Рим все время давил на Боспор и пытался всячески вмешиваться в его внутренние дела. Но в большинстве случаев Боспор давал Риму достойный отпор. Во II веке н. э. крайними владениями римлян на востоке Черного моря были Херсонес и Диоскуриода (современные Сухуми). Флавий Аррион, который посетил Диоскуриоду в 134 году н. э., составил краткое описание пути на Боспор. Это описание адресовалась императору Адриану. Это было что-то вроде разведывательных данных о противнике. Описывались пути, пригодные для военных экспедиций. Это еще раз говорит о том, что Боспор римским не был. Мало того, Боспорское царство не подчинилось Римской империи даже на вершине ее могущества. Это царство выполняло роль заслона и перекрывало римлянам путь во внутреннюю Евразию.
Одной из причин того, что Боспорское царство просуществовало так долго (целое тысячелетие), было то, что в нем все время сохранялась политическая стабильность. Там за 800 лет сменились только две династии. Значит, секрет стабильности отнюдь не в проведении выборов каждые 2–4 года, а в том, как организована жизнь общества, какова его мораль и духовные устои. Шарахания от выборов до выборов никогда не заменят подлинной политической стабильности.
Боспорское царство было восстановлено как Тмутараканское княжество в рамках государственности варяжской Руси. В это время все царства испытали новый подъем.
Город Пантикапей (современный Керчь), который был заселен уже в бронзовом веке, сохранял свое могущество в V в. до н. э. — IV в. н. э. Это была столица Босфорского царства. В VII–VIII вв. н. э. город, после временного упадка, возродился в составе Хазарии. С конца VIII в. н. э. он стал именоваться Корчев. После он вошел в состав русского Тмутараканского княжества (X–XII вв. н. э.). Столицей Тмутараканского княжества стал другой город Боспора — Гермонесса. Он был переименован в город Тмутаракань. Это страшное название произошло от «тагма-тархан». Таким было название сарматских военачальников. Кстати, первого царя скифов звали Торгитай.
Что касается города Боспора Киммерийского (Феодосия), то он был заселен еще в неолите. Процветал он в бронзовом и железном веках. Гунны разрушили и этот город. Но в V–VI вв. н. э. город оправился от разгрома и превратился в поселение аланов. С конца VI в. н. э. город перешел к Хазарии, а с X в. н. э. он получил наименование Кафы. Затем в XI веке город вошел в состав Тмутараканского княжества.
На месте современного города Судак был в древности построен город Сурож (от имени древнего арийского солнечного бога Сурьи). Он был заселен в эпоху бронзы и в раннем железном веке. Существовал город и в античный период (с IV в. до н. э.). В212 г. н. э. алано-сарматы построили здесь крепость под названием «Сугдея». А в русских летописях город назывался Сурож. Поэтому и Азовское море называлось Сурожским.
Монголо-татарское нашествие печально сказалось на всех этих городах. После нашествия Крым колонизировали предприимчивые средиземцы. Татары отдали Феодосию с 1270 г. н. э. генуэзцам. Им же татары в 1318 г. н. э. отдали и город Керчь. Те же носители высокой цивилизации превратили эти города в крупнейшие центры работорговли. Торговали рабами-славянами. Их так и называли — esclavo, slaves. Татары и Европа делили прибыли за рабов между собой. Европа, которая всегда хотела выглядеть в роли носителя цивилизации, культуры для России, на самом деле мечтала (и мечтает) торговать славянскими рабами. Только в конце XVIII в. н. э. Крымско-татарское ханство было раздавлено. Только после этого солнечные города Крыма и Приазовья возвратились в Россию.
Богатую историю имеет город Танаис, который был основан сарматами на реке Дон. В начале (с начала эпохи бронзы) на этом месте было поселение, жителями которого были скифы и сарматы. Те же самые, которые жили в Крыму, в Приазовье и на Кубани. Вопрос о греческом происхождении города абсолютно отпадает. Греки, как физические лица, в городе не проживали. Все признаки материальной культуры свидетельствуют однозначно в пользу вышеуказанного. Приведем только некоторые факты. Анализ лепной керамики, обнаруженной археологами в бывшем Танаисе, показал, что она принадлежала местному населению, конкретнее, «она была распространена в местах обитания сарматов». Это заключение специалистов. Далее, на знаменитой плите Трифона, которая была найдена в Танаисе, изображен Трифон, сын Андромена. Он сидит на коне вполоборота и держит наготове двумя руками длинное и тяжелое копье. Одет он в пластинчатый панцирь, на голове у него шлем. Ясно, что на плите изображен не грек.
Специалисты проводили антропологические исследования и выявили, что в городе жили: люди с чисто сарматскими чертами и другие — коренное население Приазовья (синды и меоты). Для этих местных жителей были характерны «скорченные захоронения». Такой обряд захоронения сложился в южной России еще в каменном веке. И вообще все особенности погребений (долбленые гробы-колоды, курганные насыпи) имеют местное, меото-сарматское происхождение. Такие же обряды погребения были характерны и для славян раннего средневековья.
Одежда жителей города (судя по ее металлическим деталям-застежкам) была такая же, как и у жителей других сарматских городов. Имеются и другие доказательства того, что город Танаис на Дону был основан сарматами. Первое время он прямо входил в состав сарматского государства.
Что же касается самого названия Танаис, то оно означает то же, что и Дон. И слово «Дон» и слово «Тана/Танаис» являются разными формами одного и того же слова, которое некогда означало у ариев «река», «вода». В древности Дон еще называли «Сину». В средние века это название переиначили в «Синяя вода». Слово «Сину» имеет аналоги в санскрите: Синд, Синдху. Эти слова также означают «река». Кстати, слово «дон» входит в название и других рек Восточной Европы (Днепр — Данапр, Дунай). Но только Дон назывался просто «Река». В раннем средневековье Дон, как и Волгу, называли «Русской Рекой».
У города Танаиса были очень широкие международные связи. Свидетельств этому много. Например, в городе обнаружены стеклянные сосуды прекрасного качества и широкого ассортимента. Они принадлежали к «кельтскому типу», который был хорошо известен в эпоху поздней античности. Это III–IV вв. н. э. Стекло такого (кельтского) типа изготавливалось в долине Рейна. Отсюда оно экспортировалось практически по всей Римской империи, а также по Северной и Центральной Европе. Наши мастера в Танаисе изготавливали «кельтское» стекло (посуду) сами, и не хуже, чем на Рейне. Специалисты, правда, считают: «Не исключено, что в Танаисе работали приезжие стеклодувы». Мы же абсолютно уверены, что у наших предков, которые умели подковать блоху, никакой нужды в этом не было. Кстати, и в районе Бахчисарая была обнаружена стеклянная мастерская, где изготавливали такую же прекрасную посуду.
Изготавливали у себя по иностранным образцам не только стеклянную посуду, но и различную фурнитуру, в частности, фибулы среднеевропейских форм. Фибулы — это металлические детали-застежки. Одежда разрушается временем, а фибулы, будучи металлическими, сохраняются тысячелетиями. По ним археологи определяют не только тип одежды (тип культуры), но и пути распространения данной культуры и территории, на которые она распространялась. Что касается фибул, найденных археологами в Танаисе, то еще во II–I вв. до н. э. были в ходу «пружинные броши». Они неизменно обнаруживались в местах проживания предков славян. В III в. н. э. фибулы изменили свой стиль и форму. Это произошло очень резко. Такие же фибулы (новые) археологи находят в юго-восточной Прибалтике, в нижневисленской культуре (р. Висла), в Словакии, Моравии и на Эльбе. Далее: те же самые фибулы были найдены и во всей северо-понтийской зоне. Анализ показывает, что фибулы среднеевропейских форм не импортировались, не ввозились, а изготавливались по образцам на месте.
Почему так резко произошла перемена? С чем это было связано? Резкие перемены произошли потому, что в первой половине III в. н. э. в Причерноморье возникла империя готов. Государство готов формально было основано династией из Скандинавии. Но практически, реально оно было образовано силами среднеевропейских вендов. При этом надо иметь в виду, что вендская Германия в начале новой эры еще не была «германоязычной». В Германии еще жили славяно-вендские народы. Из исторических источников следует, что к Танаису продвинулись и, видимо, его заняли герулы — одно из славяно-вендских народов Северной Германии. Найденные в Танаисе фибулы и были занесены герулами, а точнее, была занесена технология их изготовления. Эти фибулы сильно отличались от готских, которые обнаруживаются в Причерноморье.
Любопытно, что в III–IV вв. н. э. в Танаисе были фибулы восточно-сарматского типа. Хотя это и понятно. Танаис в эту эпоху был буфером между двумя крупными государственными образованьями: с запада это была готская империя Причерноморья (образованная германскими вендами), а с востока это было волго-донское царство, основанное аланами-сарматами. Но готы взяли верх, и в 250 г. н. э. город Танаис ими был разрушен. В 330-е годы н. э. город был частично восстановлен, но гунны в конце IV в. н. э. его уничтожили окончательно. Интересно, что византийские, арабские и персидские авторы сообщают о том, что готы разрушили город в устье Дона, но называют этот город не Танаис, а Россия. Это, в общем, неудивительно: раз Дон называли Русской Рекой, то и город на Реке называли Россией. Логично.
Скифское, а затем и сарматское государства контролировали практически всю степную зону к северу от Кавказского хребта (вплоть до предгорий). Южной границей Великой Скифии служили высокие горные вершины. Но это была граница, и ее надо было охранять, держать на замке. Поэтому скифы еще в начале первого тысячелетия до н. э. создавали здесь мощные крепости.
Одна из таких крепостей, видимо самая важная, была расположена в том месте, где Каспийское море подходит вплотную к горам. Месторасположение этой крепости было выбрано не случайно — она находилась на единственной на Восточном Кавказе дороге на юг. Поэтому крепость назвали «Каспийскими воротами». На месте этой крепости сейчас стоит город Дербент.
Первое упоминание «Каспийских ворот» имеется уже у Гекатея Милетского. Это VI в. до н. э. В IV в. до н. э. о крепости пишет Харес Мителенский. Этот автор описывал события, происходившие в VIII–VII вв. до н. э. В персидской хронике «Дербентнаме» указана точная дата основания города-крепости. Это 733 г. до н. э. Истинность этой даты подтверждается археологическими раскопками, которые были проведены в Дербенте. Собственно до того, как здесь возник город-крепость, на этом месте существовало поселение. Оно возникло еще в раннем бронзовом веке. Это в конце 4-го и начале 3-го тысячелетия до н. э. Но и тогда поселение возникло прежде всех в военных, оборонительных целях. В этом месте были налицо уникальные природные условия, благоприятные для сооружения военных укреплений. Но в то древнее время была построена не крепость в современном смысле слова, а нечто попроще.
В конце VIII в. до н. э. на вершине холма была построена крепость, стены которой имели семиметровую толщину. Историк об этом пишет так: «В это время здесь был основан мощный укрепленный пункт, который существовал и развивался, господствуя над проходом, вплоть до сасанидского проникновения (тысячу лет спустя) и возведения иранцами тут нового типа оборонительных сооружений, частично воспринявших планировку древних укреплений Дербента. Этот мощный опорный пункт возник на базе поселения предскифского времени, сменившего здесь в IX–VIII вв. до н. э. более древнее поселение бронзового века». Город Дербент в IV в. н. э. был захвачен иранцами (сасанидскими шахами). Иранские историки тут же приписали иранцам и возведение крепости. А на самом деле ее создали скифы за тысячу лет до прихода сасанидских шахов. Скифы же возвели эту крепость не случайно. В конце VIII в. до н. э. скифы из южнорусских степей двинулись в Переднюю Азию. На своем пути они и создали столь нужное в военном отношении сооружение. Дербент часто оказывался на передовой. Об этом свидетельствуют раскопки. Уже в VIII в. до н. э. на дербентском холме обнаруживаются следы пожара. Здесь же найдены изящные скифские наконечники стрел и рядом наконечники стрел закавказские. Как отмечают историки, эти наконечники были массивными и неуклюжими. Об этом историк пишет так: «Подобные наконечники стрел (скифские) были найдены у стен Ашшура и Вавилона, в слоях древних городов Урарту Тейшебанни и Аргиштихинили. Эти города пали в разгар активности скифов в Передней Азии в VII и начале VI в. до н. э., и во многих других городах древнего Востока…»
Дербент был скифской крепостью. Они его построили, они его и защищали, поскольку они там жили. Об этом свидетельствует и найденная археологами керамика. Керамика VIII–VII вв. до н. э., найденная при раскопках Дербента, была скифской. Это типичные горшки и котелки полусферической формы.
Авторство скифов подтверждает и Геродот. Он писал, что скифы вторгались в Азию «по верхней дороге, имея по правую руку Кавказские горы». Это значит, что скифы вторгались в Азию именно через Дербентский проход. Клинобитные таблички 722–715 гг. до н. э. содержат сообщения ассирийских источников о поражении, которое понесли урарты от северного народа «гимирри». Скифы основали крепость Дербент несколько раньше своего похода в Азию.
Они пришли не на пустое место. Здесь жили кавказские народы. Поэтому в строительстве крепости, естественно, принимали участие не только скифы. Но не будь здесь скифов, этой крепости здесь бы не было. Собственно, ситуация на Кавказе была такая же, как и сейчас. Тогда были скифы и местное население, сейчас там русские (бывшие скифы) плюс местное население.
Нужна ли была мощным, экспансивным скифам эта крепость? Нужна и очень. Не надо забывать, с кем они имели дело. Их противниками были далеко не слабые рабовладельческие империи ближнего Востока. И то, что крепость горела уже вскоре после ее возведения, говорит о том, что они пытались уничтожить этот форпост скифов. Историки подтверждают, что походы скифов в Азию были ответной реакцией на агрессию с юга. И эта реакция скифов положила конец урарто-ассирийской агрессии.
В VI в. до н. э. место скифов заняли их родственники сарматы (а точнее, они смешались). Но положение Дербента осталось прежним, и крепость делала свое дело. Для южных держав она была закрыта на замок и открывалась только для того, чтобы выпустить своих защитников скифов-сарматов. За всю историю Дербентский проход никогда не принадлежал ни Риму, ни Парфянской (иранской) империи. Только Нерон пошел в поход к Каспийским воротам, и он вынужден был вернуться. Но попытка Нерона не осталась безнаказанной. Меэду 72 и 74 гг. н. э. сарматы-аланы пошли походом в Закавказье и на Мидию. Парфянский царь Вологез попросил помощи у своих врагов- римлян, но они отказали. О походах сарматов на юг в 134–135 гг. н. э. через Дербент сообщает историк Дион Кассио. Иосиф Флавий и Тацит сообщают о том, что сарматы-аланы участвовали в войнах римлян и их союзников армян с Ираном.
Историк Фавст Бузонд (IV в. н. э.) в своей «Истории Армении» сообщает, что область Дербента была подвластна царю родственных аланам маскутов Санесану. Этот царь назван «артакидским царем маскутов… ибо и их цари и армянские цари были одного и того же происхождения и рода». Фактически это является подтверждением того, что Дербент принадлежал аланам. Кстати, имя властителя Дербента Санесана упоминается и в русских летописях. Там рассказывается о договоре «храбросердного народа славенского, славнейшего и знатнейшего колена русского» с державой Александра Македонского. Об этом сказано в Никаноровской летописи. Что же касается того, что «аршакидские цари и армянские цари были одного и того же происхождения и рода», о чем сообщает Фавий Бузонд, то он, действительно, прав. Надо только пояснить, что не армянские правители «внедрились» на Северный Кавказ, а наоборот. Ведь Аршак, основатель династии, которая правила в античные времена в Иране и Армении, был родом из донских сарматов (!).
Археологические раскопки подтверждают, что еще в первые века новой эры «Каспийские ворота» полностью контролировались волго-донскими аланами. Практически вся керамика Дербента античной эпохи имеет сарматское происхождение: те же горшки, миски и кувшины с кавказскими формами, которые были в прежний период. Такая же керамика была в то время и в Танаисе.
Сарматское государство в начале новой эры ослабло. Города сарматов приходили в упадок. Это коснулось и Дербента. Но примерно к III в. н. э. Дербент возродился. Он стал крупным городом. Влияние сарматов на кавказские народы не ограничивалось военной сферой. Имея хорошо развитое сельское хозяйство, с применением передовых технологий земледелия, сарматы оказали благоприятное влияние на развитие кавказских народов. Так, под влиянием сарматов усилилась Кавказская Албания. Особенно хорошо у нее пошли дела с земледелием, которое было основано на искусственном орошении, технологию которого они заимствовали у сарматов.
Беда в Дербент пришла внезапно, в пору его расцвета. В середине III в. н. э. город полностью уничтожили войска шаха Шапура Первого. Тогда же был разрушен и город Танаис. Но закрепиться персам на севере не удалось. В начале IV в. н. э. Дербент снова возродился из пепла. Но мирная жизнь длилась не долго. Уже в конце того же столетия гунны нанесли городу последний, смертельный удар. Его судьбу разделил и город Танаис. Лишенная поддержки сарматов-аланов, погибла и Кавказская Албания. И не только она. Погибли и другие государства Закавказья, которые раньше держались за счет поддержки сарматов-аланов. Ясно, что сами они не могли противостоять мощным агрессорам.
Гунны, завладев Дербентом и другими городами сарматов, вторглись в Закавказье и Иран (395 г. н. э.). Но здесь они встретили достойный отпор. В результате контроль над «Каспийскими воротами» перешел к иранским шахам. Они укрепили и перестроили крепость по-своему. Так северо-восточный Кавказ почти на полтора тысячелетия вышел из-под контроля Сарматии. Затем Дербентом владели арабы. Русские вернулись в Дербент, построенный их предками-скифами, только в XVIII столетии. 23 августа 1722 года в Дербент прибыл Петр Первый. Горожане преподнесли ему не только ключи от города, но и историческую хронику «Дербент наш».
Великая Скифия воздвигла много городов. Среди них был и Хорезм (солнечный город) на Амударье в Средней Азии. Этот город, как и Херсонес в Крыму, назван в честь бога Хорса, которого почитали в Скифии. Этот город был оазисом в центре среднеазиатских пустынь. Он был хорошо известен еще в средневековье.
К сожалению, многие исторические источники и памятники, свидетельствующие о жизни города, были уничтожены кровожадными вояками-мусульманами. Ими город был взят в 712 г. н. э. Предводитель воинства Кутейба распорядился все ценности культурные и исторические уничтожить. Великий хорезмиец Ал-Бируни об этом писал так: «И всеми способами рассеял и уничтожил Кутейба всех, кто знал письменность хорезмийцев, кто хранил их предания, всех ученых, что были среди них, так что покрылось все это мраком и нет истинных знаний о том, что было известно из их истории «во время нашествия к ним ислама…»
Но часть истории осталась в земле. И археологи ее извлекают. Они установили, что Хорезм возник на рубеже V–IV вв. до н. э. В то же примерно время возникли и северопонтийские «полисы». Основали город скифы-массагеты, которые до этого мигрировали в оазисы Средней Азии. Вначале Хорезм был центром, столицей самостоятельного, автономного государства. Оно не входило ни в одну из больших империй. Но оно постоянно подвергалось нападениям со стороны мощных империй с юга. Однако ни персидские Ахемениды, ни Александр Македонский не смогли овладеть Хорезмом. Но им противостоял не один город. Ясно, что его защищали мощные силы среднеазиатских скифов-массагетов. Персы их называли саками. Опять та же ситуация. Скифы-саки основали город как форпост на южной границе Великой Скифии с тем, чтобы противостоять давлению с южного направления.
Примерно во II в. до н. э. Скифия укрепилась, и давление с севера стало преобладать над давлением с юга. Так, из среды скифов-саков Средней Азии вышли парфяне. Они установили контроль над Ираном. А из среды восточно-туркестанских скифов вышли кушаны. Они же завоевали большую часть Средней Азии, а также Северной Индии. Хорезм вошел в сферу влияния Кушанской империи. Когда же в III в. н. э. Кушанская империя распалась, Хорезм стал самостоятельньм государством. Он самостоятельно чеканил свою монету. Это было время расцвета города, подъема его культуры и уровня духовной жизни. К этому периоду относятся наиболее яркие памятники. Резиденция царей Хорезма замок Топрак-Кала описан историками так:
«Грандиозный замок-дворец подавляет своим суровым величием. Карликами перед ним кажутся огромные большесемейные жилые дома города. Центральный массив замка поднимается на 16 метров над уровнем моря, а три башни, каждая 40 на 40 метров площадью, вздымает свои плоские вершины на 25 метров». Общая площадь комплекса достигает 11 тыс. кв. м. В царском замке обнаружены статуи из алебастра, монументальная скульптура, настенная живопись и др. Здесь было все то, что развитые цивилизации юга считали свойственным только им. Все здесь было очень талантливо и со вкусом сделано. Что касается настенной живописи, то она историками описана так: «Сочетания цветов поражают смелостью и разнообразием: изображения даются на алом, темно-синем, черном фоне, образуя поразительные цветовые комбинации. Особенно запоминаются сцены охоты, выполненные в сероватых и охристо-желтых тонах на интенсивно алом фоне, изящные белые и красные линии, разбросанные по темно-синему фону, изображенное в розоватых тонах лицо человека на синем фоне, белые с красным растительные узоры…»
Как считают специалисты, в этом стиле есть что-то напоминающее сарматские росписи керченских катакомб. Похожая яркая живопись была обнаружена археологами и в других центрах Средней Азии, которые были основаны сарматами. Раскопки древних городов Средней Азии это подтверждают. Ученые о результатах этих исследований пишут так: «Теперь нельзя уверять, что в Средней Азии нет своей самобытной культуры: факты не только опровергают это, но в некоторых случаях переворачивают вопрос о приоритете в пользу среднеазиатских народов. Памятниками живописи античной и дофеодальной эпохи оказался богат не Иран, а Средняя Азия». Такой вывод специалистов вполне естественный. Культурный уровень Средней Азии определялся культурным уровнем Великой Скифии, а там он всегда был несколько выше, чему ее соседей — южных стран. Собственно, это соотношение сохранилось до наших дней.
Как только Хорезм оторвался от Великой Скифии, он очень быстро пришел в упадок. То же происходит и сейчас с республиками, их культурами, которые оказались отрезанными от России. Они деградируют на глазах.
Связи Хорезма со Скифией оборвались в III–IV вв. н. э. Основатель новой династии царь Африг перенес столицу из Хорезма в город Кят.
Надо сказать, что крестьяне в то время еще не были крепостными. Это в свободной Скифии было невозможно. Только потом все на просторах большой Великой Скифии погрузились в рабство. А в то время был государственно-общинный строй, который объединил свободных общинников и военно-культурную элиту в единое целое, в единую общность.
К сожалению, этот оптимальный общественный строй не выдержал натиска диких мусульман. Историк на основании документальных источников так описывает дальнейшую судьбу Хорезма:
«На протяжении 30-х годов VII века мекканско-мединская военно-разбойничья политическая община подчиняет себе всю Аравию и начинает набеги на территорию азиатских владений Византии и на Иран… В 651 году арабы впервые появились на границах Средней Азии под стенами Мерва, Герата, Балха, ограничиваясь на первых порах лишь заключением договоров и наложением значительных контрибуций. Мерв и Балх становятся оперативными базами для дальнейших грабительских набегов вглубь Средней Азии. Война длилась в течение полтораста лет. И в 712 году страна была полностью захвачена войсками Кутейбы-Ибн-Муслина. В средние века Хорезм оставался крупным земледельческим и торговым центром. Через него осуществлялась связь между Европой и Южной и Центральной Азией. В XII веке Хорезм обрел независимость. Население увеличилось в 4 раза. Известный путешественник Якут так писал о Хорезме 1219 года: «Не думаю, чтобы в мире были где-нибудь обширные земли шире хорезмских и более заселенные, при том, что жители приучены к трудной жизни и довольству немногим. Большинство селений Хорезма-города имеют рынки, жизненные припасы и лавки. Как редкость бывают селения, в которых нет рынка. Все это при общей безопасности и полной безмятежности».
Но эта безмятежность продлилась недолго. Татаро-монголы разгромили все. И только в 20-м столетии, когда Россия вернулась в Среднюю Азию, прежний уровень экономики был восстановлен и превзойден.
Категория: Языческая Русь | Добавил: 3slovary
Просмотров: 1393 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Популярные темы
Еруслан Лазаревич
Традиции гадания в праздники
Англо-русский словарь
Большой толковый словарь русского языка
Подготовка к пасхе
БЕНУА Александр Николаевич
Зачинатель рода
Троица история праздника
Афоризмы
ПРАКТИКА ПИРАМИД
троица что это за праздник?
Приметы погоды
Ханука. История праздника.

Вход на сайт


Копирование материала запрещено © 2024