Все началось с большого костра, который «горел в течение нескольких часов и начал затухать, после чего настало время собственно церемонии. Все присутствующие крестьяне прыгали через него, через потрескивающие, выплевывающие искры угли перебросили нескольких детей. Затем появился деревянный каркас длиной около восьми футов с закрепленной на конце лошадиной головой. На него была наброшена белая ткань, скрывавшая деревянную конструкцию и человека, находившегося внутри. Этого персонажа приветствовали громкими криками «Белая лошадь!». После того как лошадь несколько раз перепрыгнула через костер, при этом, благодаря ловкости исполнителя, оставшись невредимой, она стала бегать за людьми, которые, смеясь, разбегались в разные стороны. На мой вопрос, что означает эта лошадь, мне ответили, что она представляет весь скот». Празднование дня летнего солнцестояния было христианизировано дачей дню 24 июня имени святого Иоанна Крестителя. Тем не менее нет сомнений, что праздники с огромными кострами, которые проводятся или до недавнего времени проводились по всей Европе, берут начало в более ранней религии. Их первоначальной идеей было вознесение почестей, а возможно, даже оказание помощи солнцу, которое в это время доходит до высшей точки в небесах и затем начинает неуклонно снижаться. Вероятно, белая лошадь, символически проходящая сквозь священное пламя, ранее была настоящим животным, приносимым в жертву повелителю дня. Ее дух должен был присоединиться к небесным коням, которые везут колесницу солнца, но теперь устали, и, несмотря на все их усилия, день начинает уменьшаться. Обычай, подобный только что описанному, наблюдается в Мейсене, Тюрингия, но в этом случае в костер бросают голову лошади. Джон Пинкертон описывает аналогичную церемонию, более или менее замаскированную под христианский праздник, в России. 18 августа по старому стилю русские отмечают день мучеников Фрола и Лавра. «В этот день русские ведут лошадей вокруг церкви в своей деревне, за которой накануне вечером они выкапывают большую яму с двумя входами. На каждой лошади уздечка из липовой коры. Лошади друг за другом проходят через яму, а напротив одного из входов стоит священник с кропилом и окропляет лошадей. Когда все лошади проходят, с них снимают уздечки и заставляют пройти между двумя кострами, которые русские называют «живой огонь». О нем я расскажу подробнее. Для начала замечу, что крестьяне бросают в один из костров уздечки. Это – топливо для живого огня. Несколько участников церемонии держат очень сухую палку из древесины платана длиной около сажени. Они прижимают ее к сухой березе и начинают быстро и сильно тереть. Береза, которая мягче платана, довольно быстро воспламеняется, и от нее зажигают оба костра». Утренняя заря (Эос, или Аврора) также ездит на белой лошади. Ее коней зовут Лампос (Сияющий) и Фаэтон (Лучистый). Иногда, правда, ее называют «однолошадная» Эос. Говорят, что Пегас стал ее конем, сбросив Беллерофонта на землю. Ранние художники изображают ее управляющею колесницей с четырьмя конями.
|