Ра, богу солнца, придавалось первостепенное значение, поскольку его, как бога фараона, внешне почитали больше других богов; исключение составляли Исида и Осирис. Чтобы разобраться в египетской религии, всегда следует помнить о том положении, которое занимал фараон. Он сам был богом: в одной ипостаси он был Хором, в другой – Осирисом. Фараон являлся олицетворением всех местных божеств, поэтому ему принадлежали все храмы. Он был богом в человеческом обличье. Существовал единственный бог, которому фараон был обязан выказывать преданность, который стоял выше его, и этим богом было солнце. До наступления правления XVIII династии никто не смел поклоняться богу фараона, но положение изменилось с появлением в Египте гиксосов. Цари-воины XVIII династии, делившие невзгоды и опасности со своими воинами, были более человечными и либеральными, чем богоподобные цари предыдущих династий, обособившиеся от народа. Цари XVIII династии уже в равной степени были как богами, так и людьми. Фараоны строили и содержали храмы и, вполне естественно, делали все, что было в их власти, чтобы выказать почитание своему богу, но одновременно они не должны были умалять значения местных богов. Компромисса удалось достигнуть, добавив к имени бога Ра имя местного бога. Вот так в период Нового царства Амон превратился в Амона-Ра, крокодил Себек в Себека-Ра и так далее и тому подобное. Богини более решительно отстаивали собственную индивидуальность, пока многих из них в конечном итоге не поглотила царская богиня Исида. Наши знания храмовых ритуалов почерпнуты в основном из периода Нового царства, когда культ солнца завладел всеми традиционными церемониями, изменив насколько возможно ритуалы. Теперь отправление культов проходило по более или менее стандартной схеме. Согласно легенде матерью солнца была Нут, богиня неба, которая ежедневно проглатывала солнце при заходе и заново рождала его при восходе. По другому общепринятому мнению, солнце плыло в лодке по небесному Нилу. Лодка называлась «лодка миллионов лет»; утром это была лодка Манджент (рассветная лодка), а вечером лодка Месектет (вечерняя лодка). Дневное путешествие по небу всегда протекало нормально, но плавание в ночное время таило массу опасностей, частично из-за темноты, а в основном из-за страшного змея Апофиса (Апопа), который подкарауливает бога, чтобы убить его. Египтяне считали, что солнце является источником высокой температуры, но не света, о чем свидетельствует рассказ о путешествии солнца в полной темноте. Эхнатон и его советники были первыми, кто, похоже, понял, что солнце не только источник тепла, но и света. Культ солнца появился примерно в период правления III династии и был окончательно введен в период правления V династии, когда фараонами стали сыновья верховного жреца Ра. По легенде они были также сыновьями бога, но нам ясно дается понять, что настоящим их отцом был верховный жрец Ра. Однако именно в период правления этой династии фараоны включили в свои титулатуры «сын Ра», слова, которые располагались перед именем царя и заявляли о его физическом отношении к солнцу. Главным центром культа солнца был город Иуну, который греки называли Гелиополь – «город солнца». Предметом поклонения, находившимся в храме, был пирамидальный камень под названием Бенбен, являвшийся прообразом обелиска. Древнейший храм солнца, относящийся к периоду правления V династии, был возведен вместе с царскими пирамидами в Абусире. Предметом поклонения служил обелиск с установленным на нем Бенбеном, или обелиск с пирамидальной вершиной. Первые невысокие обелиски устанавливали на высокие прямоугольные основания. Закрепленный на вершине пирамиды диск из позолоченного металла отражал первые лучи восходящего солнца. Верующим должно было казаться, что бог в камне и сияние исходит от диска. Удивительно, что во всех дошедших до нас легендах чувствуется слегка пренебрежительное отношение к этому великому богу фараонов. В одной из легенд его обманывает Исида; в другой он настолько стар и глуп, что над ним смеется все человечество; в третьей его проклятие не производит никакого эффекта на мудрого и хитрого Тота. В легендах позднего периода он находится на заднем плане как своего рода последнее средство на тот случай, если что-то пойдет не так, как надо другим богам. Он скорее пассивный высший бог, чем активный правитель мира. Бог солнца был защитником богов, а не людей.
|