Но вернемся к красному коню Апокалипсиса. Быть может, его второстепенное воплощение – человеческие расы краснокожих и их воинственный характер. При упоминании о лошадях-символах, сразу же возникает образ черного коня, на котором едет один из четырех страшных всадников Апокалипсиса. Причем заметим, что всадником является вовсе не смерть, как можно было бы ожидать, а голод. «Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей. И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс81 пшеницы за динарий82, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай» (Откр., 6: 5—6). Упоминание меры означает, что еды было мало; римский динарий – это дневная плата солдата и рабочего. Цены были высоки, однако это был еще не голод. Указанного количества было достаточно для дневного потребления одного человека. В черном коне некоторые толкователи увидят символ черной расы человечества. В таком случае мера может предполагать завершение долгого периода рабства и несправедливости, от которых страдали ее представители, и запоздалое признание их прав. Белый конь также имеет много символических значений. Один из четырех всадников Апокалипсиса сидел на белом коне и был символом завоевания. «Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он какпобедоносный, и чтобы победить» (Откр., 6: 2). Другие увидят в белом коне саксонцев и их расу завоевателей, а некоторые сочтут, что это символ белой расы человечества. Шелли представляет Анархию (в переводе К. Бальмонта – Смуту) сидящей на белом коне: Последней Смута в этом сне, На белом ехала коне, И конь был кровью обагрен, А Призрак – точно Смерть был он. В журнале «Спектейтор» дано совершенно другое символическое значение белого коня, широко распространенное в те дни. Там сказано, что в рыцарских романах, где все, что касалось вопросов чести, было преувеличено до абсурда, вся история рыцарства основывалась на целомудрии и отваге. Девица сидела верхом на белой лошади, которая была символом ее невинности. Жаль, что автор не объяснил нам, какого цвета лошадь символизировала отвагу. Возможно, что, как и в случае со святыми, о которых мы уже упоминали, если герой вообще сидел в седле, это означало, что он обладал этим качеством. Хотя Талмуд почти утратил свое влияние на умы современных евреев и уже не считается ими безошибочным выразителем воли Иеговы, а значительная часть евреев вообще дошла до полного отрицания его учения, все же в людях сохранилось уважение к его древним традициям. Ученый, которому хватит терпения отбросить веками копившийся мусор, сможет открыть для себя фантастические богатства талмудистских учений и мысли. Как и следовало ожидать, в этой книге значительную часть занимают сны и их толкование. И хотя она претендует на составление ее еще в период синайского письма, куда более вероятно, что ее написали таинственные мыслители Вавилона, а может быть, она была создана в еще более поздний период. Согласно толкованию Талмуда, приснившаяся белая лошадь, независимо от того, стоит она или движется, – это к добру. А вот если приснится лошадь темной масти, это хорошо, только если она стоит. Любое движение говорит о зле. Причем это дается не просто как мнение автора, а как непреложная истина, которую ни один правоверный сын Авраама не осмелится подвергнуть сомнению. В британских толкованиях символов темная лошадь означает неуверенность, неопределенность, неизвестное количество, личность, которую окружает тайна, и т. д. Среди руин древних городов Цейлона, найденных англичанами в джунглях всего лишь сто лет назад, были обнаружены тонко обработанные полукруглые гранитные камни, установленные у ведущих к входной двери ступеней. Эти камни называются лунными, хотя не имеют никакой связи с бриллиантом одноименного названия, кстати тоже найденным на этом острове. Для нас представляет интерес тот факт, что на них вырезаны фигуры четырех животных, бегущих друг за другом, причем одно из них является предметом рассмотрения данной книги. На камнях изображены слон, лошадь, лев и бычок – именно в такой последовательности. Значение символа давно утрачено, хотя резьба кажется свежей, словно выполнена неизвестным скульптором два года, а не два тысячелетия назад. Наши читатели и сами могут предложить множество толкований. Мы же предположим, что слон символизирует науку, лошадь – войну, лев – возврат к дикости, явившийся следствием соединения науки и войны, а бык – труд, необходимый, чтобы человечество заняло прежние позиции. Мировые трагедии время от времени повторяются и уже происходили много раз, чему доказательством является и сам разрушенный город. Предполагалось также, что четверка животных символизирует четыре части света, причем эта гипотеза стала следствием другого открытия. Несколько грубо обработанных бронзовых фигур людей и животных в весьма необычных позах были выкопаны из земли, причем всякий раз человек и животное указывали на какую-нибудь часть света. На север показывал лев, на юг – лошадь, на восток – слон. Бык не был найден, но, возможно, был утрачен случайно или же украден. Вполне возможно, что животным придавалось некое астрономическое значение. На некоторых лунных камнях был обнаружен цветочный орнамент, внутри которого находились животные, и в нем же – ряд священных гусей, несущих цветки лотоса, а в центре – полураспустившийся цветок лотоса. Детали на камнях были разными. Китайский монах по имени Фа Хиен, путешествовавший по Индии и Цейлону около 400 года н. э., упоминает, что слышал о пятиэтажном храме в Индии, украшенном фигурами слонов, очертаниями львов, лошадей, быков и голубей. Последний, возможно, был не голубем, а священным гусем. Фергюссон, рассказывая о храме в Халебиде, Южная Индия, упоминает описание Фа Хиена и подчеркивает, что в этом храме были фризы животных, расположенные в том же порядке: слон, лев, лошадь (это не та последовательность, о который мы говорили ранее). Бык был заменен другим, более привычным созданием, а вместо гуся была птица, вид которой не взялся бы определить ни один натуралист. Он также сообщает, что иногда в современных индуистских храмах находится только два или три фриза с животными, но их последовательность всегда одинакова. Полагаю, что одинаковые символы в храмах Индии и на лунных камнях Цейлона всего лишь пусть и довольно странное, но совпадение, и ничего больше. Не думаю, что толкование, предложенное нами в первом случае, существенно изменится от перемены места лошади и льва. Тогда получится, что наука (слон) обратила свою силу на разрушение (лев), вызвала войну (лошадь), оказавшуюся столь разрушительной, что люди на земле были вынуждены вернуться к примитивному труду (бык). В отчаянии они обратились к религии (священный гусь). Таким образом, перед нами символическое изображение истории народов, которая многократно повторялась. Цветущий лотос, вероятно, обозначает духовное совершенство, даваемое религией. Мораль всей аллегории, видимо, заключается в следующем: вера неизменно побеждает науку.
|