Майя были искусными гончарами и скульпторами, и их лучшие работы мало чем уступают всему созданному древними культурами Средиземноморья. Их произведения гончарного искусства поражают еще и потому, что создавались они без помощи гончарного круга. Гончары майя работали с кусками влажной глины и создавали сосуд, укладывая друг на друга виток за витком длинные полоски глины. Когда набиралось достаточное количество витков, их вручную разглаживали и придавали нужную форму, после чего гончар с помощью черепка завершал отделку поверхности. Горшки и другая домашняя утварь изготовлялись при помощи специальных форм и часто имели украшения. Печи для обжига, как правило, находились на открытом воздухе, их отапливали дровами или древесным углем, а иногда даже травой. Гончарами у майя были женщины, которым полностью принадлежат заслуги создания прекрасных произведений и совершенствования методов их изготовления во всем многообразии искусства керамики. Гончарные изделия производились в огромных количествах, и дошедших до нас образцов оказалось вполне достаточно, чтобы предоставить обширный материал для изучения их типов и периодов создания. Помимо кухонной утвари изготавливались огромные кувшины для хранения воды и ее кипячения. Большим спросом пользовались сосуды для благовоний, в которых сжигали смолу дерева копал, широко применялись керамические дренажные трубы. Умерших представителей знати часто кремировали, а пепел хранили в урнах. Большая часть гончарных изделий имеет обильную и очень красивую роспись, среди цветов которой преобладают черный, красный, оранжевый и серый. * * *
* * * Женщина с татуировкой на лице, фигурка относится к середине классического периода, 450—650 гг. н. э. Судя по крупным драгоценным камням в ушах, ожерелью и браслетам, она, очевидно, являлась знатной особой. У нее замысловатая прическа, и она носит накидку поверх платья. * * * Помимо мастерства в изготовлении горшков, кастрюль, кувшинов, кубков и урн гончары майя прекрасно владели навыками создания глиняных фигур. По некоторым оценкам, например, почти в каждом из примерно 20 000 домов в городе Майяпан имелся домашний идол, изготовленный из обожженной глины. Уровень мастерства их изготовления различен: от грубых и примитивных до исключительно реалистично выполненных фигур, достойных резца древнегреческих скульпторов. Специалисты по керамике классифицируют работы майя следующим образом: Мамом – примитивные, утилитарные гончарные изделия, почти не имеющие украшений, относящиеся к 2000—500 годам до нашей эры. Чиканель – более совершенный вид керамики, производившейся между V веком до нашей эры и III веком нашей эры. Роспись и украшения широко использовались при ее изготовлении, сохранилось большое количество прекрасно выполненных фигурок. Этот тип керамики, по всей видимости, самостоятельно возник и получил свое развитие в центральной части территории майя на Юкатане и не являлся фазой перехода от предыдущей разновидности. Тсакол – данный тип относится к временам Старой империи (примерно 317—650 годы нашей эры). Гончарные изделия обильно украшены, форма их в основном цилиндрическая и округлая, и они часто снабжены небольшими ножками. Тепеу – данный тип относится к 650—1000 годам нашей эры и является наглядным примером наивысшего расцвета искусства майя. Гончары достигли вершин мастерства и давали в работе волю своей фантазии. Изделия изобилуют украшениями, в чем прослеживается характерная для скульптуры майя тенденция заполнять деталями все имеющееся свободное пространство. Майя-Толтек – в этом типе керамики тенденции искусства майя предыдущих периодов смыкаются с идеями, привнесенными завоевателями из Мексики. Это продолжалось до появления испанцев. В этот последний период отмечено появление известной под названием «плумбате» единственной во всей Центральной Америке разновидности глазурованных гончарных изделий, производившихся в горных районах Гватемалы, граничащих с мексиканским штатом Чьяпас. Данная разновидность керамики в XI и XII веках за короткое время получила широкое распространение и помогает археологам более точно датировать слой, в котором она обнаружена. В тесной связи с мастерством майя в изготовлении гончарных изделий находится их умение создавать лепные и резные изображения, которые весьма широко использовались. Многие пирамиды от фундамента до вершины были покрыты слоем гипса с искусно выполненными на нем резьбой и рисунками. Менталитет майя требовал, чтобы любая поверхность, где только возможно, была украшена живописными или рельефными изображениями. Многие горшки и кувшины после обжига украшали лепниной. Использовали ее и в скульптуре. Среди сокровищ, обнаруженных в городе Вашактун, есть несколько украшенных рельефными изображениями масок, чья высота достигает восьми футов. Но величайшие из выполненных в этой технике шедевров были обнаружены в городе Паленке, где стены дворцов и храмов украшены иероглифами и превосходными фресками, изображающими сцены из жизни майя. Гипсовые барельефы и настенная живопись здесь, как и в других местах, чередуются с каменными плитами, имеющими рельефные изображения богов, сцен из повседневной жизни и иероглифов. В создании каменной скульптуры использовались такие примитивные инструменты, как базальтовые резцы и молотки. С их помощью художники майя создавали произведения из камня, не уступающего своей твердостью граниту, и достигали вершин мастерства в изяществе линий и текстуре. Несмотря на пагубное многовековое влияние тропического климата, большинство резных изображений по-прежнему сохраняют четкость и выразительность линий. Среди самых заметных памятников, завещанных потомкам майя, есть большие каменные обелиски, которые также иногда называют стелами. Они представляют собой стоящие каменные плиты, чья высота в отдельных случаях достигает 30 футов, их поверхность покрыта четкими рельефными изображениями фигур, в чем они во многом схожи с тотемными столбами канадских индейцев. Обычно на них изображены реально существовавшие люди, такие как цари и жрецы, а также содержатся сделанные иероглифами записи о датах и, по всей видимости, событиях, происходивших в период их царствования. В городах майя существовал обычай возводить такие обелиски через определенные промежутки времени, сначала каждые двадцать лет, а в более поздние времена каждые пять лет. Искусство ваяния и возведения стел достигло своих вершин в годы наивысшего расцвета Старой империи (633—731 годы) и, по всей видимости, сошло на нет в период ее упадка ближе к концу IX века нашей эры. Впоследствии это искусство было возрождено, но на короткое время и без присущего ему в прошлом совершенства. Новые скульптурные формы возникли в городе Чичен-Ица, где сохранилось большое количество пространственных фигур, которые использовали в качестве опор. Часть из них, получившая название атлантов, представляет собой человеческие фигуры, поддерживающие на вытянутых руках алтари. Другие, известные как знаменосцы, изображены припавшими к земле и держат в руках и между ног древки знамен. Каменные ягуары представляли собой основания тронов. Но наибольший интерес вызывают каменные фигуры людей, изображенные полулежащими и опирающимися на локти, а их животы являются опорой для чего-то, скорее всего для огромных чаш. Эти фигуры носят название «Чак Мулы», и только в Чичен-Ице их насчитывается больше десятка. Резьба по дереву, как и изготовление керамики, вероятно, появилась раньше искусства резьбы по камню. Поэтому вполне уместным будет сравнение стел майя с тотемными столбами канадских индейцев, ибо с уверенностью можно предположить, что относящиеся к ранним периодам стелы создавались из дерева. Деревянными были не только домашняя утварь и орудия труда, но и храмовые идолы, причем для изображения богов можно было использовать лишь определенную древесину – древесину испанского кедра. Часть сохранившихся внутри храмов и дворцов деревянных плит с резными изображениями сцен из жизни майя и иероглифами демонстрирует высокий уровень мастерства резчиков по дереву. Особо примечательны образцы резьбы по дереву на потолках зданий в городе Тикаль. Многие деревянные предметы удалось извлечь со дна священных водоемов «сенотов». Древесина также использовалась для изготовления масок жрецов и актеров, из нее делали шлемы и обложки книг. Практически вся скульптура, будь то деревянная, глиняная или каменная, расписывалась красками. Майя питали особую привязанность к цвету. Большая часть наших знаний об обычаях и одежде майя заимствована из великолепной живописи, украшающей с внутренней стороны стены храмов, среди которых особо следует отметить храм в городе Бонампаке, расположенном на юго-востоке мексиканского штата Чьяпас. Бонампак был одним из городов, основанных в период расцвета Старой империи с 731-го по 790 год нашей эры. Украшающие стены трех залов красочные фрески выполнены на слое известковой штукатурки. Они относятся приблизительно к 800 году нашей эры, и на них, по всей видимости, запечатлены события победоносной военной кампании, предпринятой против одного из соседних городов. Живопись во многом схожа с лучшими образами настенной живописи египетских гробниц, но более выразительна и эффектна. Настенная живопись и фрески, вероятно, создавались особой группой художников-мирян, выполнявших указания духовенства. Их работы были предназначены не для широкого обозрения, а лишь для глаз иерархов церкви, а возможно, только для богов. Воссоздавая сцены из жизни майя, Эрик С. Томпсон выказывает мысль, что начинающий художник, допустивший малейшую неточность в написании иероглифов или изображениях религиозной тематики, вполне мог оказаться на жертвенном алтаре того или иного божества. Цивилизация майя была цивилизацией каменного века. Майя не сумели найти способа выплавки бронзы, хотя они иногда и использовали медь, но ее приходилось привозить издалека. То же самое относится и к золоту, главным источником которого, вероятно, была Панама. По этой причине обработка металлов, как ремесло, не имела большого значения. Майя изготовляли украшения из меди и делали из нее колокольчики, которые подвешивали на входе в свои дома или носили на браслетах. Большинство золотых изделий, которые удалось извлечь из священных водоемов, куда их бросали в качестве подношений богам, вероятно, были привезены уже готовыми, хотя во времена Новой империи, по всей видимости, существовали небольшие мастерские, занимавшиеся чеканкой тонких золотых пластин. Изделия из золота и меди использовали в качестве приношений богам, но сами металлы для майя не имели ценности, изначально присущей им. Кое-кто из ученых даже считает, что оба эти металла использовали для столь прозаической цели, как изготовление рыболовных крючков! Незадолго до появления испанцев майя, по всей видимости, пришли к осознанию пригодности металлов для использования в качестве денег при торговле. Конкистадорам удалось обнаружить несколько тайников с золотом в прибрежных городах Юкатана.
|