Южное созвездие Кентавра расположено под Девой (Вирго) и Весами (Либра), его не следует путать с созвездием Стрельца. Оно связано с Волком (Лупус) и Алтарем (Ара). В каталоге Птолемея сказано, что Кентавр в одной руке держит Волка (дикого зверя), а в другой сжимает тирс (жезл) Вакха. Из близкого соседства Алтаря очевиден намек на жертвоприношение. По Гротию, тирс изображали с висящим на нем зайцем. Кентавры дополняли ужасные картины, увиденные Данте в аду. Приемлемыми, даже почти привычными для нашего глаза их сделали прекрасные изображения Густава Доре. По Данте, миссия Хирона далека от божественной. Он охраняет водоем из кипящей крови в седьмом круге ада, куда отправляют виновных в преступлениях и насилии. Ему помогает отряд кентавров, вооруженных луками и стрелами, которые стреляют в любого, кто желает избежать страшной участи. Другой знаменитый итальянский поэт – Торквато Тассо в своей героической поэме «Освобожденный Иерусалим» называет кентавров среди богов ада, собранных на совет Плутоном. Трудно представить, что такое благородное и красивое создание, как Хирон, может выполнять ужасную миссию, возложенную на него Данте и другими христианскими поэтами, но мы уже говорили, что не все кентавры, фигурирующие в древних легендах, добры и мудры. Шекспир явно не считает эти существа положительными героями, призывая: Иди, иди, готовить помоги; Пир более жестокий и кровавый Хочу устроить я, чем пир кентавров. Тит Андроник. Пер. А. Курошевой Вергилий в «Энеиде» также упоминает о кентаврах как об обитателях ада, но, когда Эней пожелал убить их и других монстров и побежал к ним с мечом наготове, его провожатый предупредил, что это только тени. Вергилий был проводником Данте по аду, и после того, как оба они увидели кентавров, занятых выполнением своей страшной работы, Вергилий убедил Хирона дать им Несса, чтобы тот благополучно переправил их через поток. Несс ответственно подошел к выполнению своей задачи. По утверждению Софокла, Тот Несс тогда через Евен глубокий Людей за плату на плечах своих Перевозил без весел, без ветрил. У Данте читаем: Хирон направо обратился боком И молвил Нессу: «Будь проводником; Других гони, коль встретишь ненароком». Вдоль берега, над алым кипятком, Вожатый нас повел без прекословий. Был страшен крик варившихся живьем. Данте красочно описал развернувшуюся перед ним и Вергилием ужасную сцену, когда они впервые подошли к охраняемой кентаврами кровавой реке. Я видел ров, изогнутый дугой И всю равнину обходящий кругом, Как это мне поведал спутник мой; Меж ним и кручей мчались друг за другом Кентавры, как, бывало, на земле, Гоняя зверя, мчались вольным лугом. Все стали, нас приметив на скале, А трое подскакали ближе к краю, Готовя лук и выбрав по стреле. Один из них, опередивший стаю, Кричал: «Кто вас послал на этот след? Скажите с места, или я стреляю». Учитель мой промолвил: «Мы ответ Дадим Хирону, под его защитой, Ты был всегда горяч, себе во вред». И, тронув плащ мой: «Это Несс, убитый За Деяниру, гнев предсмертный свой Запечатлевший местью знаменитой. Тот, средний, со склоненной головой, — Хирон, Ахиллов пестун величавый; А третий – Фол, с душою грозовой. Их толпы вдоль реки снуют облавой, Стреляя в тех, кто, по своим грехам, Всплывет не в меру из волны кровавой». Божественная комедия. Ад. Песнь XII. Пер. М. Лозинского История кентавра Несса, в отличие от Хирона, повествует о жестоком, предательском характере, который, пожалуй, соответствует той адской миссии, за выполнением которой застал его Данте. Мы уже упоминали о том, что его земное занятие заключалось в перевозке пассажиров через реку Евен. Однажды, когда река была особенно неспокойна и скрыта завесой проливного дождя, на берег вышел Геракл с новой, с большим трудом завоеванной, невестой Деянирой. Им тоже необходимо было перебраться на другую сторону. Пока Геракл стоял, раздумывая, как преодолеть препятствие, подошел Несс и предложил перевезти Деяниру, если, конечно, она ему доверится и согласится забраться ему на спину. Геракл, не ожидавший предательства, сразу же принял предложение и помог невесте сесть на кентавра. Сам он отважно бросился в бурлящий поток, стараясь держать над водой только лук и стрелы. Но как только Несс добрался до противоположного берега реки, он поскакал прочь со своей наездницей, надеясь скрыться раньше, чем Геракл придет ей на помощь. Громкий крик Деяниры достиг ушей жениха, и секундой позже кентавр уже умирал, пораженный отравленной стрелой прямо в сердце. Будучи при последнем издыхании, он притворился раскаявшимся и попросил Деяниру в качестве последнего дара взять его кровь, которая текла из раны, нанесенной отравленной стрелой. Он велел хранить эту кровь, и, если любовь мужа к ней когда-нибудь ослабеет, ей стоит только натереть его одежду этой кровью, и чувство Геракла вспыхнет с новой силой. Не знала Деянира, что кровь кентавра была отравлена ядом Лернейской гидры. Деянира с благодарностью приняла подарок, но в течение многих лет у нее не было случая его использовать. Люди, попавшие в беду, часто приходили издалека, чтобы получить помощь Геракла, слава о силе и доброте которого распространилась по всему свету. Дела, за которые он брался, чтобы помочь нуждающимся, часто заставляли его надолго разлучаться с женой и отправляться на другой конец света. Как-то раз он отсутствовал гораздо дольше, чем обычно, и Деянира очень волновалась. Вскоре она услышала, что супруг возвращается в сопровождении своей новой возлюбленной Иолы. Вспомнив слова Несса, Деянира натирает его кровью роскошный плащ, который выткала в подарок Гераклу. Отравленный ядом Геракл умирает в страшных мучениях. После страшной трагедии бедная Деянира пронзила себя мечом, надеясь присоединиться к любимому мужу в ином мире, но даже там она оказалась отделенной от него из-за своей роковой ошибки. Несчастная была обречена существовать в Гадесе, тогда как Юпитер взял у алтаря благородную душу Геракла и отправил ее на Олимп, чтобы она жила среди богов. Вероятно, наиболее близкой кентавру фигурой в английской мифологии является корнуоллский король Марк. Говорят, что этот герой имел лошадиные уши и являлся кельтским Мидасом, хотя у этого фригийского царя были уши осла. В гаэльской и британской мифологии он считался божеством подземного мира. Ирландский Морк также имел лошадиные уши. Он сочетал черты и человека, и лошади, и потому представляется разновидностью кентавра. Первоначально он был королем фоморов.97 Мифический король ранних ирландцев Лабрайд Лойнгсех был еще одним представителем людей с лошадиными ушами. С течением времени кентавры утратили свою величавую грацию и красоту и стали демоническими существами и по форме, и по характеру. Примером может служить одно из божеств-монстров индийских буддистов. Этого бога называют Хаягрива98Тамдин. Вместе со своей супругой – фурией с физиономией свиньи он выполнял задачу защиты буддизма от врагов. Гиппогриф – сказочное крылатое существо, передняя часть которого напоминает грифа, а туловище и задние ноги – лошадь, символизирует любовь и, вероятно, было создано средневековыми романистами в подражание Пеracy. Им было необходимо дать своим героям какое-нибудь средство передвижения по воздуху. Об этом существе говорит Мильтон в «Обретенном рае», Вальтер Скотт в «Редгонтлете» пишет, что это напомнило ему об Атланте на своем гиппогрифе, а Виланд99предлагает: Седлайте гиппогрифов, девять муз, И мы полетим прямо в страну романтики. Геральдика познакомила нас с изящными очертаниями единорога – красивого существа, органично вписавшегося в королевский герб Великобритании. Это удивительное создание имеет голову, шею и туловище лошади, ноги вола, хвост льва и длинный изогнутый рог на лбу. Своим происхождением оно обязано древним авторам, которые, как мы можем предположить, отличались завидным воображением. Ктезий100, живший примерно в 400-х годах до н. э., так описывал этих животных: «Onoiagrioiвеличиной с лошадь, или даже больше, у них белые туловища, красные головы, голубые глаза, на лбу каждого – рог длиной примерно полтора локтя. Основание этого рога белое, верхняя часть – красная, а середина – черная. Из рогов изготавливают кубки для питья, и те, кто пьет из них, не подвержены спазмам, эпилепсии, не реагируют на яды». О лечебном эффекте рогов единорога упоминает и Пурхас. Он пишет, что корни маниоки почти убили всех101, но кусочек рога единорога их спас. Плиний, живший в первом веке н. э., слегка отклонился от приведенного выше описания единорога. Он утверждает, что индийцы охотятся на очень свирепое животное, называемое единорогом, у которого туловище лошади, голова вола, ноги слона и хвост дикого кабана. Он издает громкое мычание и имеет единственный рог, длиной около двух локтей, выступающий с середины лба. Элиан, римский гражданин, писавший в середине III века н. э. об особенностях животных, дает похожее описание. Он сообщает, что единорог так велик, как взрослая лошадь, имеет гриву и шерстяной покров, он очень быстроног, имеет ноги как у слона и хвост дикого кабана. У него черный рог, растущий между бровями, который не гладок, а с естественными изгибами и чрезвычайно острым кончиком. Он издает низкие грубые звуки. Он живет в мире с другими животными, но не уживается со своими сородичами, мужские особи даже уничтожают женские, если встречаются не во время брачного периода, когда животные живут стадами. Все остальное время единорог живет в одиночестве в диких районах. Джон Мандевиль102в повествовании о своих странствиях, написанном примерно в 1360 году и посвященном Эдуарду III, также упоминает о единороге, хотя, увы, его рассказы трудно назвать правдивыми. Он описывает такое множество всевозможных чудес, что поневоле начинаешь сомневаться в их существовании. Он описывает белых слонов, единорогов, множество львов и других диковинных животных с рогами и без оных. Единорог упоминается и в Библии, но считается, что это неправильный перевод еврейского слова rе'ет,которое является исправленной версией слова «дикий бык».
|