Найти в сознании майя точки соприкосновения их старинных религиозных верований с христианством, введенным испанскими завоевателями, оказалось несложно. Их религия сегодня представляет собой форму христианства, впитавшего многие из их религиозных догм, – по существу это сплав христианства и традиционных учений майя. Многочисленные боги майя превратились в христианских святых (как это произошло во многих странах Европы на заре развития христианства), и старинные праздники майя были увековечены в днях того или иного святого. В фундаментальных вопросах майя с готовностью приняли христианское таинство причастия, во время которого положено есть хлеб и пить вино. Идея о том, что тело Христа является хлебом жизни, не стала для них новой: именно такой была и роль их бога маиса. Прослеживаются ряд и еще более странных аналогий. В Книге Откровений Нового Завета мы читаем о четырех всадниках Апокалипсиса, чьи лошади были белой, черной, рыжей и палевой мастей. В мифологии майя четыре бакаба, каждый из которых жил с одной из сторон небосвода, также ездили на лошадях, а цвета, символизирующие четыре стороны света, аналогичны мастям библейских лошадей. Аналогично нахождению точек соприкосновения с христианством, в более ранние периоды религии майя пришлось впитывать в себя новых богов, привнесенных мексиканскими завоевателями. Главным среди них был Кетцалькоатль (на языке завоевателей) или Кукулькан (на языке майя), который, возможно, являлся вождем мексиканцев и впоследствии был обожествлен. Его знаком был пернатый змей, являющийся одним из излюбленных мотивов искусства майя. Появились новые боги солнца и огня, а также внушающий ужас бог весны, изображаемый в одежде из кожи принесенных в жертву людей.
|