Для майя нефрит обладал куда большей ценностью, чем золото. Источники его получения неизвестны, но считается, что его добывали со дна горных рек. Нефрит встречался редко, и майя ценили его столь же высоко, как испанцы золото. Представляющий собой магниево-кальцевый силикат нефрит – очень твердый камень, и его обработка требует большой сноровки и терпения. Не имея металлических инструментов, ремесленники майя резали нефрит путем втирания кварцевого песка в небольшие углубления на его поверхности. Линии узоров наносили при помощи скрученного из растительных волокон шнура, проводя им по камню вперед и назад бесчисленное количество раз. Гранильщики майя также пользовались изготовленными из обсидиана инструментами. С помощью изготовленных из кости или твердой древесины сверл проделывали отверстия, а увеличивали их в размерах сверлами большего диаметра, добавляя смесь кварцевого песка и воды для лучшей работы инструмента. С помощью столь примитивных методов ремесленники майя создавали настоящие шедевры, представляющие собой как пространственные фигуры, так и барельефы. Великолепная нефритовая голова бога солнца, Кинич Ахау, обнаруженная в гробнице у города Алтун-Ха в Белизе, имеет высоту в шесть дюймов и весит около десяти фунтов. Еще одна голова из Сан-Иеронимо в Гватемале имеет десять с половиной дюймов в высоту и весит двенадцать с половиной фунтов. Рельефные фигуры на датируемой 750 годом нашей эры нефритовой пластине, обнаруженной в городе Небах в Гватемале, весьма выразительны и полны динамизма. Нефрит вместе с железным колчеданом и бирюзой также использовался в мозаиках. Этот вид искусства, по-видимому, возник за пределами территории майя, так как некоторые мозаичные произведения, такие, например, как несколько панно из города Чичен-Ица, считаются завезенными сюда из Мексики. Пятна на шкуре и глаза каменного ягуара из Чичен-Ицы инкрустированы нефритом. Можно предположить, что нефрит использовался для изготовления таких украшений, как ожерелья и кулоны. Для ювелирных изделий использовали и бирюзу, уступавшую по своей ценности только нефриту. Железный колчедан, как было отмечено, использовался для зубных коронок, призванных в первую очередь быть украшением для их владельца, а отнюдь не для сохранения его зубов. Из железного колчедана и горного хрусталя изготовлялись бусы, из пластин железного колчедана также делали зеркала. В Карибском море добывали кораллы и жемчуг, использовавшиеся для украшений и натурального обмена. Морские раковины резали и делали из них бусы и серьги, а розовые раковины моллюсков, обитающих на тихоокеанском побережье, собирали в связки и использовали в качестве денег. Раковины также использовали для инкрустации, среди обнаруженных украшений есть несколько образцов резьбы по перламутру. Витые морские раковины служили в качестве труб, из других разновидностей раковин делали нечто вроде трещоток, использовавшихся для аккомпанемента при религиозных песнопениях. * * *
Как и положено людям культуры каменного века, майя преуспели в обработке кремня и обсидиана. Кремень имеется в больших количествах в равнинной части Юкатана, а обсидиан – твердая, черная, блестящая горная порода вулканического происхождения – в горных районах. Особенно большого мастерства майя достигли в расслаивании камня, используя для этого давление (а не обтесывая камень умело наносимыми ударами), в результате получалось очень тонкое, по форме напоминавшее створку раковины лезвие с ребристой поверхностью. Имеющие форму листьев лезвия, прикрепленные к деревянным ручкам, превращались в ножи, кинжалы и копья, их также использовали для наконечников стрел. Майя принадлежит заслуга создания необычного искусства скульптуры из кремня, который они превращали в фантастические, пластинчатые фигуры, своими причудливыми очертаниями отдаленно напоминающими людей в пышных головных уборах, скорпионов, собак и пернатых змеев, являющихся любимой темой в искусстве майя.
|