Создание лошади индусы приписывают богу Вишну. Он вдохнул часть своей сущности в тело гигантской черепахи, чтобы помочь в создании или возвращении определенных важных вещей, утраченных во время Всемирного потопа. Одной из них и была «лошадь с высокими ушами» – предполагаемый прототип современной. Индийские мифы обычно говорят о лошади как о высокоразвитом, сознательном существе с большими возможностями (например, речью), которыми она обычно в действительности не обладает, существовавшем задолго до создания человека. Аборигены племени мунда из Чхота-Нагпур рассказывают следующую любопытную легенду о создании творцом новых существ. Солнечное божество Сингбонга слепил из глины две фигуры: одна должна была стать мужчиной, другая – женщиной. Но прежде чем он наделил свое творение жизнью, лошадь, обладавшая пророческим даром и увидевшая страдания, которые предстояло навлечь на себя человечеству в будущем, растоптала новые создания копытами. В те дни лошадь была крылатой и двигалась куда быстрее, чем теперь. Сингбонга, увидев свою работу уничтоженной, прежде чем повторить ее, принял меры предосторожности. Он сначала создал паука, а потом еще одну пару фигур. Пауку было поручено охранять фигуры от лошади. Он выполнил свою миссию, сплетя вокруг них паутину так, чтобы лошадь не могла к ним приблизиться. Потом солнечный бог наделил их жизнью, и глиняные фигуры стали первыми человеческими существами. В другом варианте мифа паук заменен собакой, которая лаем держала лошадь на расстоянии. Аналогичный миф существует у аборигенов корку – племени в центральных провинциях Индии. Согласно этой версии, Махадео (он же Шива) по просьбе Равана – демонического короля Цейлона – решил населить необитаемые горные хребты Видхья и Сатпура, для чего слепил две глиняные фигурки – мужчины и женщины. Но едва он успел завершить скульптурные работы, как из земли поднялись две свирепые лошади, посланные Индрой, и растоптали фигурки в пыль. Два дня творец не оставлял попыток создать мужчину и женщину, но всякий раз лошади уничтожали его работу. В конце концов бог создал себе в помощь собаку, и только после этого ему удалось завершить процесс сотворения, поскольку животному удалось держать на расстоянии лошадей Индры. Сотворенные в результате мужчина и женщина стали прародителями племени корку. Полковник Д.К. Филотт писал, что, согласно индийским легендам, лошадь была создана крылатой, иначе говоря, могла не только бегать, но и летать, и ни человек, ни бог не могли ее поймать. Индра пожелал запрячь лошадей в свою колесницу и обратился к мудрецу Салихотре с просьбой лишить лошадей крыльев. Салихотра с помощью йоги, сверхъестественной силы, полученной от аскетизма и воздержания, исполнил желание Индры. Лошади, лишившиеся возможности летать в дальние уголки джунглей за лекарственными травами, пришли к Салихотре и умолили его написать книгу о лечении их болезней. Салихотра согласился и создал величайший труд по ветеринарной науке, который был назван именем его создателя. Со временем это санскритское слово стало обозначать ветеринарию в целом, а также лошадь. Его современное издание есть сегодня в каждом национальном кавалеристском полку.
|