Образованию придавалось огромное значение, особенно это касалось мальчиков. В четырехлетнем возрасте мальчиков отправляли в закрытые школы. Питание было не предусмотрено, и каждый день матери приносили еду для своих маленьких сыновей. Мальчиков обучали чтению, письму и арифметике. Мальчиков готовили для дальнейшей работы чиновниками, писцами, художниками, поэтому предпринимались огромные усилия, чтобы заставить учеников прилежно относиться к учебе. Дисциплина в школах была суровой, не обходилось без телесных наказаний. «Ухо мальчика на спине его», – говорится в одной древней египетской рукописи. Отцы старались, чтобы их сыновья получили профессию, традиционную для данной семьи, и продолжили их дело. Однако действовали без принуждения, и мальчик мог выбрать профессию себе по душе, но, как правило, сыновья следовали по стопам отцов. Свою профессию передавали детям жрецы, музыканты, ремесленники. Большое внимание уделялось отработке хорошего почерка и стиля письма, поскольку писцу приходилось писать много писем, в которых стиль имел больше значения, чем содержание. Писец писал ходатайства за неграмотных людей, и если они были изложены красивым слогом, то на человека, которому адресовались эти ходатайства, большее влияние оказывал стиль изложенного, чем изложенная просьба. Документ, известный под названием «Повесть о красноречивом крестьянине», является примером ходатайств, в которых проситель переходит от грубой лести к тихим угрозам. * * * Этот документ, относящийся к периоду правления XII династии, показывает, каким непростым трудом зарабатывал писец себе на жизнь в те далекие времена. Сначала он практиковался на дешевых материалах, пока не доказывал, что ему можно доверить писать на папирусе. Египетские писцы были настоящими художниками. Писец, подобно художнику, начинал с обломков известняка, найденных в пустыне, и с глиняных черепков, подобранных на деревенской помойке. Он, опять же подобно художнику, использовал для письма тонкую тростниковую палочку со срезанным наискось концом. На уроках арифметики все задачи носили прикладной характер, поскольку в практической жизни писцам приходилось заниматься измерением земельных участков после разлива Нила, учетом и распределением собранного урожая, вести сложные расчеты при строительстве храмов, гробниц и дворцов. Ежегодно в зависимости от разлива Нила писцам приходилось рассчитывать площадь посева и определять необходимое количество посевного материала. Умножение египтяне производили с помощью сочетания удвоений и сложений. Для удобства писец составлял свой вариант таблицы умножения, которая помогала ему в решении поставленной перед ним задачи. Деление заключалось в подборе делителя, то есть как действие, обратное умножению. В дошедших до нас папирусах отсутствуют какие бы то ни было объяснения или доказательства. Искомый результат либо дается прямо, либо приводится краткий алгоритм его вычисления. * * * Занятия в школах начинались ранним утром и заканчивались в полдень, когда дети с радостными криками выбегали на улицу. Нерадивых учеников и нарушителей дисциплины сурово наказывали. За провинность ученик получал дополнительное задание или подвергался телесным наказаниям. Судя по найденным при раскопках описаниям, древние египетские розги ничем не отличались от современных орудий наказания ленивых учеников. Сохранилась единственная копия документа, в котором описывается наказание провинившегося ученика с леденящими душу подробностями. Учителя, наказывая за непослушание и лень, твердили: «Ухо мальчика на спине его, он слышит, когда его бьют». С царскими детьми занимались частные преподаватели, но поскольку на занятиях присутствовали дети знатных египтян, то создали своего рода царскую школу. Сохранилось несколько записей мальчиков, которые получали образование во дворце. Одна из записей относится к периоду правления IV династии. Согласно надписи вельможи Птахшепсеса, он воспитывался вместе с царскими сыновьями в царском дворце, и царь (Мен-кау-Ра) «отличал его больше других детей». Судя по последнему замечанию, дети знати воспитывались вместе с маленькими принцами. Огромное значение предавалось нравственному воспитанию. Множество книг «для юношества» было переполнено прописными истинами. Они мучительно напоминают те нравоучения, которыми донимали и донимают молодых людей во все времена и во всех странах. К примеру, любите мать за все то, что она сделала для вас. Любите, будьте нежными с ней и оказывайте уважение. «Бог сердится, если вы не будете дарить ей любовь». В свое время на Геродота произвели впечатление манеры египетских юношей: «При встрече со старцами юноши уступают дорогу, отходя в сторону, и при их приближении встают со своих мест»81. Первыми этапами в обучении будущих писцов были умение правильно и красиво писать и читать, а следующим этапом – составлять деловые бумаги, соблюдая соответствующий стиль. С этой целью ученику давался образец письма, которое он должен был скопировать. «Помимо образцов деловых документов, писем, литературных произведений, писцам давались также и наставления, долженствующие внушить нормы поведения и восхваляющие избранную ими профессию». Вот несколько примеров таких поучений. «Пиши твоей рукой и читай твоим ртом и спрашивай совета того, кто знает больше тебя… Не проводи дня праздно, иначе побьют тебя, ибо ухо мальчика на его спине, и он слушает, когда его бьют. Не будь человеком без разума, не имеющим воспитания! И ночью тебя учат, и днем тебя воспитывают, но ты не слушаешь никаких наставлений и делаешь то, что задумал… И львов обучают, и лошадей укрощают, – что же касается тебя, не знают подобного тебе во всей стране. Заметь это себе! Сделайся писцом! Он освобожден от повинностей, он охранен от всяких работ, он удален от мотыги и кирки. Ты не будешь носить корзину, избавит это тебя от (доли) гребущего веслом. Он удален от тягот. Ты не будешь под многими господами, под многочисленными начальниками. Из всех дел и обязанностей – писец первый. Писец – это тот, кто облагает Верхний и Нижний Египет; он – тот, кто получает (подати) от них; он – тот, кто исчисляет (имущество) всякого. Все солдаты подчинены (ему). Он – тот, кто вводит серов (вельмож) в Присутствие (царя) и направляет каждого человека к ногам его (то есть царя). Он – тот, кто повелевает всей земле целиком; все ценности под началом его»
|