При наличии такого множества богов для простого крестьянина майя не навлечь на себя их гнев было сложной задачей, в особенности потому, что умиротворение богов требовало не столько высоконравственного поведения, сколько четкого и своевременного выполнения обрядов, ритуалов и жертвоприношений. Вполне очевидно, что при таком положении многочисленному духовенству было чем заняться. Индивидуально крестьянин майя обычно молился богам в начале дня перед завтраком. Его молитвы содержали те или иные просьбы в зависимости от его потребностей, например, он мог просить послать ему успех на охоте, но при этом был очень осторожен, чтобы не запрашивать больше, чем ему требуется. Если в ответ на его мольбы милость была дарована ему, он выражал свою благодарность соответствующим жертвоприношением. Вдоль ведущих в деревню дорог располагались храмы, где можно было помолиться, а снаружи лежали груды камней, куда человек добавлял один камень после каждого обращения к богу. К помощи жрецов приходилось прибегать, если требовалось определить благоприятный день для важных событий, таких как свадьба или торжество по случаю достижения зрелости. Жрец был нужен и в случае болезни, когда требовалось обратиться за помощью к соответствующему божеству. По существу, крестьянин майя ничего не мог сделать без обращения к богам, обычно при посредничестве жреца. Отдельные личности, за исключением принадлежавших к высшим слоям общества, не имели большого значения в государстве майя. Само государство, или общество в целом, являлось значимым, и благополучие государства ставилось во главу угла при соблюдении религиозных обрядов и ритуалов. Поклонение богам представляло собой нечто вроде коммерческой сделки: милости можно было ждать, если боги получали щедрую плату, и платой, требуемой в случае наиболее важных событий, являлось человеческое жертвоприношение. Неизвестно, в какой степени обычай жертвоприношений майя был заимствован у кровожадных мексиканцев и насколько он был распространен у них до прихода мексиканских завоевателей. С уверенностью можно сказать, что у майя человеческие жертвоприношения не проводились в таких крупных масштабах, как у ацтеков, которые еще за несколько лет до вторжения испанцев могли совершать ритуальные убийства двадцати тысяч пленных солдат в один день. Но способы жертвоприношения мало чем отличались. Жертву, выкрашенную голубой краской, укладывали в распластанном положении на жертвенном камне, а четверо помощников (чаки) держали его за четыре конечности. Жрец одним резким ударом рассекал левую сторону груди жертвы ниже ребер и, запустив в рану руку, вытаскивал еще бьющееся сердце. Другой жрец преподносил сердце в виде дара богу, в честь которого совершалось жертвоприношение, размазывая кровь по его изображению. * * *
Жертвоприношение могло совершаться во дворе храма или в любом другом месте, но обычно местом для него являлся помост на вершине храма-пирамиды. В этом случае тело жертвы, как правило, скатывали вниз по ступеням пирамиды. У ее подножия с тела сдирали кожу, и один из жрецов, набросив ее на себя, исполнял ритуальный танец. Иногда тело в ритуальных целях съедали, с тем чтобы качества покойного перешли к участникам церемонии. Существовали и иные варианты совершения жертвоприношений. Иногда жертву привязывали к столбу для операции по извлечению сердца. Нескольких странствующих монахов, попавших в 1696 году в плен к последним независимым майя из племени ица, привязали к каркасу, имеющему форму креста святого Андрея. Иногда жертву сбрасывали вниз с верхней точки пирамиды или с другого возвышенного места, а затем извлекали сердце. Для убийства могли использоваться и стрелы. Жертву привязывали к столбу и на груди в области сердца белой краской рисовали мишень для лучников. Но первые стрелы преднамеренно направляли в другие части тела жертвы. Ритуальными жертвами могли быть мужчины, женщины, дети и даже животные, хотя чаще всего ими являлись взятые в плен во время войны враги. В ожидании благоприятного для церемонии дня пленников под усиленной охраной держали в клетках. Вообще, вероятность оказаться в роли жертвы, по все видимости, была той опасностью, с которой майя приходилось жить всю их жизнь. Поэтому вполне возможно, что многие из них пусть и неохотно, но с покорностью шли навстречу своей судьбе. Высказывались предположения, что они часто находились под воздействием наркотиков, но доказательств этого не существует. Иногда жертва даже была должна принимать участие в ритуальном танце вместе со своими убийцами.
|