Другие сооружения, располагавшиеся вокруг центральных площадей городов майя, представляли собой стадионы для игры в мяч и некоторые общественные здания, в том числе и аналогичные современным саунам бани. В парных отделениях, где пар получали, поливая раскаленные камни водой, посетители, которыми, вероятно, были вельможи и купцы, принимали паровые ванны, а затем удалялись в соседнее помещение, чтобы охладиться. В городах, где источниками водоснабжения являлись сеноты, их часто облицовывали цементом или камнем. В большинстве случаев город пользовался двумя (и более) сенотами, один снабжал город водой, другой являлся местом жертвоприношения. Одной из отличительных особенностей городов майя, и город Копан яркий тому пример, являются каменные стелы, воздвигнутые перед дворцами или храмами. В Копане их тридцать восемь, рядом со многими из них находятся алтари или нечто похожее на них. На некоторых из этих стел есть письменные упоминания о событиях одного царствования с полным указанием дат. В Копане, одном из крупнейших городов майя, находятся 5 больших площадей и 16 площадей меньших размеров. В еще более крупном городе Тикале главная площадь имеет размеры 400 на 250 футов. Вокруг этих центральных площадей разрастались города майя с их хаотичной застройкой. Близлежащие предместья, вероятно, были заселены знатью, чьи построенные из дерева дома не уцелели, но их каменные полы сохранились до сих пор. Простые граждане жили в своих небольших крестьянских хозяйствах в более отдаленной зоне. Город майя, таким образом, в некоторых отношениях напоминает современный американский город с его центром, где расположены высокие здания, и окружающей обширной жилой зоной. Проложенные по насыпям мощеные дороги вели к центральным площадям и соединяли их с другими площадями. Почти наверняка их использовали для церемониальных процессий. Они простирались от города к городу, образуя дорожную сеть, которую во всей Америке смогла превзойти лишь великолепная система дорог инков. Для строительства дорог майя, носивших название «саче» (что значит «белый путь»), использовался крупный, необработанный камень, поверх которого насыпали измельченный известняк или гравий. Дороги утрамбовывали с помощью больших и очень тяжелых каменных катков. По всей видимости, дороги имели стандартную ширину в четырнадцать с половиной футов. В ранних испанских хрониках отдается должное великолепным дорогам майя, большая часть которых сегодня, конечно, перестала существовать, хотя кое-где с воздуха можно различить направления части из них. Странно, что такая великолепная система дорог была создана для передвигавшихся лишь пешком людей, не имевших никаких транспортных средств.
|