Хрупкие, недолговечные сооружения, служившие и продолжающие служить майя домами, являются типичными для требований, предъявляемых жизнью в тропическом климате, где нет большой необходимости в защите от холода. Те же соображения применимы и к одежде. Крестьянам майя требовалось мало одежды. Мужчины носили простые набедренные повязки или, правильнее сказать, кусок ткани, закрепленный вокруг талии и продетый между ног. Лишь немногие являлись обладателями мокасин из оленьих шкур. Их гардероб нередко включал в себя нечто вроде плаща, носившего название «пати», который набрасывали на плечи. У женщин было два предмета одежды: носивший название «куб» длинный кусок украшенной рисунком ткани с прорезанными для рук и головы отверстиями и похожего фасона предмет нижнего белья, который можно назвать комбинацией или нижней юбкой, из более легкой ткани. В свободное от работы время они часто накидывали на плечи палантины. И мужчины и женщины пользовались известным под названием «манта» квадратным куском более толстой ткани, служившей верхней одеждой в холодные дни и одеялом ночью. Манту часто вешали вместо занавески на входе в дом. * * *
Если одежда крестьян отличалась простотой, то одежда знати была более яркой и изысканной. Ткачи майя широко пользовались красителями и окрашивали нить перед изготовлением ткани. Как и их современники в Старом Свете, они использовали для изготовления красителей и квасцы, и мочевину. Некоторые красители получали из растений: красный из древесины цезальпинии, зеленый из плодов авокадо, а темно-фиолетовый из похожих на ежевику ягод. Другие красители имели животное происхождение, например, красный получали из кошенилевой тли, как и в Старом Свете, а особо почитаемый майя темно-фиолетовый цвет из тех же моллюсков, что и в Средиземноморье. Часть красителей получали непосредственно из минералов. Графит давал черный цвет, а окислы железа – красный и желтый. Подобное сходство в использовании цивилизациями Нового и Старого Света красителей, получаемых из таких источников, как питающиеся растениями насекомые и моллюски, породило гипотезу о существовании связи между ними. Такой вывод отнюдь не является правомерным, ибо существовали другие примеры одновременных открытий, сделанных независимо одно от другого. Происхождение хлопка тоже представляет собой загадку. Он использовался в обоих полушариях на самых ранних этапах развития человечества: в Индии примерно за 2500 лет до нашей эры, а в Перу за 2000 лет до нашей эры. По всей вероятности, родиной дикого хлопка были и тот и другой регионы.
Несмотря на скудость своей одежды, майя любили пользоваться украшениями. Простые люди носили украшения из кости, раковин, дерева и камня в ушах, носах и губах. Украшения занимавших более высокое положение людей были из металла и нефрита. И мужчины и женщины заплетали волосы в две или четыре косы, которые либо, свернув кольцами, закрепляли на затылке, либо оставляли свободно висеть вдоль спины. На лбу волосы выстригали челкой. Также было принято подпиливать зубы, заостряя их, и иногда носить на зубах пластины из считавшихся у майя драгоценным камнями обсидиана, железного колчедана и ценимого превыше остальных нефрита. Тела обильно раскрашивали краской, которую наносили с помощью глиняных черепков, обмакивая их в горшок с краской. Большое значение имел цвет. Воины носили раскраску красного и черного цветов; жрецы – голубого; подростки – черного; раскраска рабов представляла собой чередующиеся черные и белые полосы. Как будет отмечено в одной из последующих глав, цвета имели тесную связь с религиозными обрядами и календарем. Голубой цвет раскраски жрецов прочно ассоциировался с жертвоприношением, и потому тела жертв и ритуальные орудия жертвоприношения также окрашивали в голубой цвет. Майя широко пользовались татуировкой. Особо изысканным считалось косоглазие, поэтому с целью добиться его ребенку к пряди волос на лбу часто привязывали восковой шарик, чтобы он постоянно висел между глазами. Отсутствие волос на лицах мужчин майя, по всей видимости, объясняется тем, что их намеренно удаляли начиная с самого детства. Одежда и личные украшения знати были более изысканными и утонченными, чем у крестьян. Подобно тому как это было принято и в цивилизациях Старого Света, чем выше положение занимал человек, тем более богатым и красочным был его костюм. Одежда и украшения высшей знати исключали возможность для их обладателей заниматься ручным трудом. Искусство майя уделяло пристальное внимание огромному количеству мелких деталей, тот же самый принцип действовал в отношении украшений высших сановников государства, в первую очередь в убранстве «халач уиника», то есть верховного правителя или вождя. Его лицо и тело были покрыты татуировкой. Форму носа, для придания его обладателю «орлиных» черт, искусственно изменяли (или использовали глину), в левой ноздре делали большой прокол и вставляли в него драгоценный камень (чаще всего топаз). Такие же проколы делали в мочках для массивных серег. Процесс придания голове удлиненной формы, начинавшийся в раннем детстве, доходил до крайности, и часто затылочная часть черепа имела остроконечную форму. Передние зубы, помимо того что их заостряли, инкрустировали нефритом. Даже половому члену искусственно придавали «особую» форму.
|