Египтяне, вероятно, научились получать огонь еще до того, как заселили долину Нила, поскольку не осталось никаких следов божеств, имевших отношение к свету и огню. В Египте не было ни бога огня, ни бога света. Когда моряк, потерпевший кораблекрушение (об этом будет рассказано позже), оказался на острове, он сделал палочку для разжигания огня, с помощью которой разжег костер; об этом говорится как о факте, не требующем объяснений. Бадарийцы плавили медь в тиглях, а значит, были хорошо знакомы с огнем, а от огня до искусственного освещения всего лишь маленький шаг. Древнейшие лампы представляли собой круглые и плоские чаши из глины с сплетенным из травы фитилем; в чаши заливали касторовое масло или использовали жир животных. Лампы устанавливали на высокие подставки и часто изображали в бытовых сценах. В религиозных ритуалах использовались зажженные лампы, а иногда сжигались жертвенные дары, чтобы сладкий дым мог подняться вверх как «жертва, принесенная огнем богу». Особенно эта форма жертвоприношения пришлась по вкусу Эхнатону. Вот как описывает «праздник горящих ламп» Геродот: «В определенную ночь люди встречаются для приношения жертвы, когда все зажигают огни, и вокруг его дома горит множество ламп. Лампы представляют из себя небольшие чашки, наполненные солью и маслом, где плавает фитиль, который горит всю ночь. Этот праздник называется праздником горящих ламп. Те египтяне, которые не могут прийти, также выполняют обряд жертвоприношений и зажигают лампы дома, так что подобные иллюминации имеют место по всему Египту». Свечи были известны со времен Нового царства; поначалу их делали из пчелиного воска. Свечи зажигали в храмах в ночь под Новый год. Найденные свечи особой формы периода Нового царства, скорее всего, использовались в свадебной процессии; в наши дни в Палестине в свадебной процессии используются свечи такой же формы.
|