До того многие герои пытались это сделать, но не только не преуспели, но даже не смогли уцелеть, чтобы поведать потомкам о своих приключениях. Беллерофонт, готовясь к выполнению порученной ему миссии, пожелал обладать Пегасом. Пиндар поведал нам, как герою это удалось. Беллерофонт знал, что периодически этот небесный конь спускается на землю, чтобы напиться из Гиппокрены – «лошадиного» источника, который начинает бить из земли в том месте, где Пегас ударит оземь копытом. Иногда его видели неподалеку от Коринфа, у источника Пирены. Беллерофонт правил именно в Коринфе. После множества бесплодных попыток поймать Пегаса Беллерофонт обратился к прорицателю Полииду, и тот посоветовал герою лечь спать у алтаря Афины. Он последовал указанию, и посреди ночи к нему во сне явилась богиня, дала золотую уздечку, которую было достаточно просто показать коню, и посоветовала принести в жертву Посейдону быка. Проснувшись, Беллерофонт увидел рядом с собой уздечку и поспешил возвести алтарь Минерве (Афине) – «Гиппии» (лошади). После этого, держа в руках уздечку, он отправился к источнику Пирены дожидаться Пегаса и вскоре был вознагражден за терпение, увидев великолепного крылатого коня, летящего по небу к тому месту, где он прятался в зарослях. Пегас сразу узнал волшебную уздечку и стал добрым и преданным. Герой вскочил на его спину и полетел искать чудовище. В «Теогонии» сказано, что Химера была убита Пегасом и героем Беллерофонтом. Впоследствии Беллерофонт много раз летал на Пегасе, но затем возгордился и решил подняться на Олимп. Его преданный конь понес его к месту назначения, но Юпитер, возмущенный дерзостью простого смертного, послал овода, который так сильно укусил Пегаса, что конь непроизвольно заметался и сбросил седока на землю. В результате падения герой ослеп и больше никогда не мог летать на крылатом Пегасе.70 Гиппокрена, или лошадиный источник, о происхождении которого мы только что говорили, был расположен на горе Геликон в Беотии и считался источником муз. Его воды вдохновляли поэтов. Ките писал: О, мне бы кубок, льющий теплый юг, Зардевшуюся влагу Иппокрены С мигающею пеной у краев. И Лонгфелло упоминал о «сводящих с ума глотках из Гиппокрены» («Кубок жизни»). В этом мифе таинственная связь между Посейдоном, Афиной Палладой (Минервой) и лошадью проявляется полнее, чем где бы то ни было. Они – родители Пегаса, то есть, вероятно, создатели корабля, причем Посейдон являлся укротителем, а она взнуздывала лошадей. Павсаний утверждал, что в Коринфе был храм, где Афине поклонялись именно в этом качестве, а Посейдона там называли Дамеос. Беллерофонт первоначально именовался Гиппоноосом. Некоторые авторы считают, что этот герой – всего лишь одна из форм Посейдона. Бог – его отец71, а также, как мы уже видели, родитель Пегаса. Вместе это Посейдон-Гиппиос, оседлавший волны, – символ навигации. Поэтому можно считать, что Пегас – символ корабля. Другие авторы находят историю этого чудесного коня, отцом которого был морской бог, лишь свидетельством того, что на Пелопоннес лошади впервые были завезены морем (примерно в 1350 году до н. э. – во времена Адраста) и стали такой же диковиной для народа древней Арголиды, как лошади Кортеса для ацтеков. Правда, результат в обоих случаях был один. Лошадей почитали божественными, а в Греции к тому же относились как к действительным отпрыскам Посейдона. Нептуну поклонялись на всей территории Северной Африки, в Испании, Греции, Италии, в ранние века его культ был широко распространен по всей Европе. Для жертвоприношений этому божеству в древности обычно выбирали лошадей – их убивали и бросали в море с высокого берега. Празднества с участием священных лошадей в Скандинавии являлись отголоском поклонения богу Нептуну, некогда существовавшего во всех приморских частях Европы. Древние обитатели Понта также находились в числе поклонников морского божества и периодически приносили ему дар в виде колесницы с четверкой белоснежных коней. Их загоняли в море, где животные в конце концов тонули. Души этих коней должны были служить божеству в его подводном царстве. Люди древности не имели сомнений в бессмертии душ животных, которые периодически тревожили умы их потомков. Только после обращения в христианство подобные обряды прекратились, причем церковь, подавляя их, испытывала немалые трудности. Главными приверженцами Нептуна были моряки и люди, державшие лошадей. Они часто обращались к нему за помощью и приносили жертвы. В его честь было построено много величественных храмов. Следует отметить, что свадебным подарком Нептуна царю Пелею из Фессалии и Тетис (нереида) была пара божественных лошадей – Ксанф и Балий, уже упоминавшихся в предыдущей главе. Повествуя о сказочной Атлантиде, Платон сообщал, что в центре крепости находился окруженный золотой стеной храм, воздвигнутый в честь Посейдона и Клей-то. Храм Посейдона также находился там и был украшен статуями из золота. Сам бог стоял в колеснице и правил шестеркой коней, и был он так велик, что поднятой рукой касался крыши здания. Его окружали сто нереид на дельфинах – в те времена считалось, что их было именно такое количество. Атланты воздавали всяческие почести лошадям, обеспечивали их специальными банями, разбивали сады и оборудовали специальные площадки для их тренировки, а также беговую дорожку – стадий вокруг острова, чтобы лошадям было где соревноваться. Интересно, что морская лошадь фигурирует и в ранней ирландской мифологии.
|