В сознании стоящих на низших ступенях развития народов правонарушения и болезни тесно взаимосвязаны. Болезнь, конечно, часто считается карой за какой-то проступок, и, даже больше того, считается, что один и тот же источник лежит в основе болезни и преступления. Рассуждения строятся на том, что человек, трясущийся от малярии, и человек, убивший своего соседа топором, скорее заслуживают сострадания, чем наказания, ибо оба они находятся под влиянием злого духа. И хотя майя в своем развитии поднялись выше подобных умозаключений, что выражалось в определении наказания за преступление в строгом соответствии со сводом законов, они на удивление терпимо относились к отдельным правонарушителям. Непростительными считались преступления против общества, в особенности против общества, представляющего собой замкнутую группу или клан. Как уже отмечалось, например, дома в деревнях майя не только не запирались, но и не имели дверей. Любой мог войти. По этой причине кража из дома являлась преступлением против ближнего и считалась позором. Вор был обязан возместить убытки. Он должен был либо вернуть украденное владельцу, либо выплатить его стоимость. Если он не мог заплатить, то был обязан работать на пострадавшего, пока не рассчитается с ним, то есть, по существу, он временно становился рабом. Если он вновь совершал преступление, его ждала смертная казнь. Смерть, как было отмечено выше, считалась страшным бедствием, как для самого умершего, так и для членов клана, к которому он принадлежал. Поэтому любой убивший человека совершал преступление против всего клана. Здесь действовала упомянутая выше простая логика: человек, убивший другого человека, по всей вероятности, находился под влиянием злого духа, желающего зла всему клану, поэтому разумнее уничтожить такого человека. Было убийство преднамеренным или случайным, не имело значения. Смерть эта была предопределена намерениями злого духа вне зависимости от того, хотел того или нет человек, совершивший преступление. Подобным же образом не делалось различий между случайностью и намерением, если речь шла о собственности. Если человек сломал чью-то мотыгу или разбил горшок, взамен он был обязан купить новые. Супружеская измена считалась серьезным преступлением. Строго осуждая за это, исходили, видимо, из того, что чьей-то собственности наносится ущерб. Пострадавший муж имел право убить любовника жены ударом камня по голове. Неизвестно, пользовалась ли таким же правом жена в случае измены мужа, но, по всей видимости, нет. У народности майя киче жена несла наказание вместе с мужем в случае его измены, на том основании, что он не совершил бы такого преступления, будь он доволен своей жизнью с ней. Эти жившие в горных районах майя верили, что духи предков наблюдают за ними и стараются предотвратить их преступления. Когда в X веке Юкатан подвергся нашествию воинственных ица и их мексиканских союзников, у местных майя вызывали крайнее возмущение не столько массовые убийства и жестокость завоевателей, сколько последствия привнесенных агрессорами порочных правил поведения. В книгах «Чипам Балам» описывается, как «они (захватчики) принесли с собой много постыдного. Они погрязли в плотских грехах… И от этого мы чувствовали себя больными. Наши счастливые дни закончились, мы перестали подчиняться разуму. И за потерю стыда нас ждет суровое наказание». Здесь мы можем видеть отождествление плотского греха с болезнью, несчастьем и утратой здравого смысла. Майя верили, что, если порядок, дисциплина и мораль перестают быть сдерживающими факторами, следует ожидать любых несчастий.
|