Крестьяне майя время от времени посещали существовавший рядом с местом их проживания рынок. Для получения сведений о древних рынках майя мы вынуждены полагаться на описания в ранних испанских хрониках, во времена создания которых лишь города в северной части Юкатана переживали период расцвета. Один из самых крупных рынков находился в городе Чичен-Ица, основным особенностям которого фон Хаген дает следующее описание: «Внутри окруженного тысячей колон двора Храма Воинов находится обширное пространство, которое Ланда называл «меркадо». Открытое с четырех сторон, оно имело крышу из пальмовых листьев, поддерживаемую похожими на дорические высокими каменными колоннами, сохранившимися по сей день. Сохранились также остатки каменных помостов, на которых сидели чиновники, следившие за соблюдением правил торговли и обмена. На открытом дворе, сидя на корточках под навесами из белой ткани, мужчины и женщины обменивались товарами, изготовленными ими в свободное от выращивания маиса время. По внешнему виду это, вероятно, мало чем отличалось от ацтекского рынка, описания которого встречаются достаточно часто. У каждого товара было свое место. В одном месте продавали рыбу, оленину и птицу. Торговцы тканями и хлопком занимали отведенное только им место, как и те, кто торговал украшениями из перьев, оружием и другими товарами». Рынки майя по существу мало чем отличались от существовавших в те времена рынков в других частях света. Не составляет труда и сегодня найти точно такие же рынки в тропических странах Америки, Африки и Азии. Эрик Томпсон высказывает мысль о том, что устраиваемые каждый пять дней ярмарки были обычным явлением для древних городов майя. «Город майя, – пишет он, – городом в общепринятом у нас понимании не являлся, ибо он представлял собой ритуальный центр, куда люди направлялись для участия в религиозных церемониях и праздниках, а также для посещения ярмарок». По его мнению, дома вокруг городского центра являлись домами людей, обычно проживавших за пределами города, или, что более вероятно, представляли собой хранилища всего необходимого для религиозного поклонения и ритуальных мероприятий. По окончании таких празднеств, считает он, «совершался исход из храмов и дворцов, и люди возвращались к повседневной жизни. Город оказывался обезлюдевшим, там оставались лишь те, кто занимался уборкой дворов и зданий или складывал на хранение ритуальные маски и одеяния, и еще жрецы, несущие дежурство. В день проведения следующей ярмарки город снова оживал. По окончании торгов продавцы и покупатели отправлялись созерцать местные святыни и делать подношения богам. Сановники, которых несли в паланкинах, в отдельности от всех молились в храмах или собирались на государственный совет. Устраивались игры с мячом, за которыми наблюдали толпы зрителей. И возможно, танцоры, надев причудливые маски, под звуки барабанов и флейт водили хороводы на залитых солнцем дворах». Томпсон отмечает, что воссоздание подобной картины основано не только на археологических и документальных источниках, но и на том, что происходит сегодня в общинах майя в Гватемале. «В отдельных местах современные майя живут в разбросанных по обширной территории поселениях, где они обрабатывают свои поля и занимаются привычными делами, но у них есть и городские дома, куда они отправляются для важных религиозных торжеств… и для таких мероприятий общегражданского характера, как выбор новых должностных лиц и посещение ярмарок. Современный город, по существу, функционирует точно так же, как, по нашим предположениям, функционировали и старинные города майя, с тем лишь исключением, что семейные дома сейчас заполонили центр города. В промежутках между проведением мероприятий город практически пуст». Конечно, описываемый нами типичный крестьянин был, скорее всего, зрителем, а не участником на главных церемониях. На рынок он обычно доставлял излишки маиса, бобов и овощей. Одним из важнейших товаров была соль. Ее добыча шла лишь на побережье Юкатана, где ее выпаривали из воды многочисленных лагун. Она широко экспортировалась и являлась платежным средством за многочисленные товары, необходимые городам Юкатана, главным среди которых было какао. Многие торговые сделки осуществлялись на основе товарообмена, но весьма удобным и часто используемым платежным средством являлись какао-бобы. Они пользовались таким большим спросом, что мошенничества при их использовании являлись одним из наиболее распространенных преступлений, разбираемых в судах майя. Нечистые на руку торговцы очищали какао-бобы от шелухи, набивали ее песком и смешивали с настоящими бобами. У разборчивых покупателей вошло в привычку ощупывать каждый боб, чтобы убедиться, настоящий ли он. Майя были опытными торговцами. Они совершали поездки по морю и по рекам (проводя свои суда по самой протяженной из рек, Усумасинте, длина которой от устья составляет 240 миль), а также пользовались сетью специально построенных дорог. У майя не было вьючных животных и колесных транспортных средств, и потому на суше товары людям приходилось переносить на спинах. Города Юкатана нуждались во ввозе обсидиана, нефрита и других полудрагоценных камней из горных районов, а также перьев, древесины и, конечно, какао-бобов. На продажу у них имелись соль, хлопок и изделия из него, мед, сушеная рыба, морские раковины и шкуры животных. Помимо освобождения от уплаты налогов купцы пользовались другими привилегиями и часто получали охрану на время своих поездок, что позволяло им совершать путешествия далеко за пределы территории майя и проникать в глубь Мексики на северо-западе и Панамы на юго-востоке. Одним из товаров, отсутствующим в Центральной Америке сегодня, были рабы. Границы распространения рабства у майя трудно определить, но в их искусстве существует большое количество изображений людей, по всей видимости являющихся рабами, и ранние испанские хроники указывают на рабство как на широко распространенное явление. Рабы, как считается, иногда переходили по наследству, но существовали три основных источника пополнения их числа. Переживавшая трудные времена семья могла продавать «лишних» детей в рабство, часто в число рабов попадали сироты. Военнопленные низкого происхождения становились рабами (военнопленных благородного происхождения приносили в жертву богам).
|