Мотыга и плуг всегда были земледельческими орудиями египтян; косная традиция сохранила эти примитивные орудия до очень поздних времен. Дамбами, каналами, плотинами земля была расчерчена на прямоугольные орошаемые участки; были найдены иероглифические надписи и изображения таких полей, так называемых бассейнов. Эта система сохранилась до наших дней. Участки разделялись оросительными канавками, в которые вода поступала с помощью шадуфов. В Древнем Египте земледелие находилось в полной зависимости от разливов Нила. Пока Нильская долина находилась под водой, в течение примерно четырех месяцев, крестьянам почти нечего было делать, однако, когда Нил возвращался в свои берега, примерно в конце ноября – начале декабре, они спешили использовать каждый час, пока земля оставалась влажной и легко поддавалась обработке. Сеятели и пахари работали одновременно, точнее, впереди шел сеятель, а за ним – пахарь. На засеянные поля выпускали стадо овец или свиней, которые втаптывали семена в мягкую землю. * * * Урожай собирали в марте – апреле. Обжигающие солнечные лучи в период «злых летних дней» высушивали удаленные от реки поля до такой степени, что земля становилась твердой как камень, лишенной любой растительности, и только пыльные столбы поднимались над этими унылыми полями. Большое место в экономике Египта занимало скотоводство. Египтяне занимались разведением крупного рогатого скота, овец, коз, свиней; в период Древнего царства в хозяйствах египтян были даже гиены, мясо которых употреблялось в пищу. Птицеводство имело меньшее значение, чем разведение скота. К домашним птицам относились гуси, утки, журавли и голуби. На стенах гробниц, относящихся к Древнему и Среднему царству, можно увидеть весь земледельческий процесс: вспахивание, посев, жатва, обмолот, погрузка зерна на ослов, сдача в зернохранилище; изображения пастухов, гонящих перед собой быков, коров, телят и ослов, а рядом двух писцов, ведущих перепись скота. Главным скотоводческим районом Египта была Дельта с ее большими, хорошо орошаемыми пастбищами. Тщательный отбор скота в храмовые хозяйства, по всей видимости, способствовал улучшению породы крупного скота и овец по всему Египту. Очевидно, именно с этим связано широкое распространение в Дельте культа священного быка. Наиболее почитаемым быком был Апис. * * * В Гелиополе поклонялись черному быку Мневису. Подобно Апису, он содержался в особом помещении, после смерти его мумифицировали и хоронили, как Аписа. Нет никаких сведений относительно потомства Аписа, зато известно, что потомство Мневиса не разрешалось продавать. Однако, согласно записям, жрецы занимались продажей телят, получая за них, вероятно, хорошие деньги.
|