Среди персонажей древней истории, которые больше других волнуют юношеское воображение, одно из первых мест по праву принадлежит Троянскому коню, и подробное рассмотрение этой знаменитой истории, по нашему мнению, не уменьшит, а лишь возбудит дополнительный интерес. Судьба коня тесно связана с судьбой Трои – от первого упоминания об этом обреченном городе до его разрушения. По Вергилию, Троя была построена Нептуном, а, как мы увидим в последующих главах, это божество было богом не только морей, но и лошадей. От Плутарха мы знаем, что город брали трижды, и всякий раз причиной была лошадь – воистину судьбоносное для Трои животное. Геракл был первым, опустошившим ее улицы и разрушившим стены. Его претензия заключалась в следующем: Лакедемон, царь Трои, призвал его на службу для спасения своей дочери Гесионы от морского чудовища, после чего отказался выдать ему обещанную награду – шесть красивых и, вероятно, священных лошадей. Следующий случай, которому Троя обязана своим упоминанием в истории, связан с войной, развязанной греками за возвращение Елены Прекрасной, похищенной Парисом, сыном Приама, царя Трои. Это привело к вторичному взятию Трои, на сей раз Агамемноном, использовавшим для этой цели деревянного коня, историю которого мы далее изложим подробно. Третий и последний раз город был взят Харидемом. И снова победить ему помогла лошадь, которая стала на дороге и не дала троянцам вовремя закрыть ворота, чтобы не пустить в город врага. Священные качества, придаваемые древними греками этому животному, отчетливо проявляются в записанной Павсанием45истории о том, как Тиндарей, седьмой царь Спарты, прославившийся как отец красавицы Елены, опасаясь мести отвергнутых поклонников дочери, заставил всех ее многочисленных воздыхателей дать клятву ее защищать. Чтобы закрепить договор и придать ему должную торжественность, царь принес в жертву лошадь. Разрубив ее на части, он заставил каждого поклонника принести клятву, стоя на плоти священного животного. Он отлично понимал, что освященное таким образом обещание никто не рискнет нарушить. В конце концов выбор Елены пал на Менелая, брата Агамемнона, но они не успели насладиться своим счастьем. На сцене появился Парис, признанный всеми самым красивым юношей своего времени. Он настолько сильно завладел сердцем красавицы, что она бросила свою страну и мужа и была переправлена в Трою вместе со своими сокровищами. Менелай, по совету Агамемнона, потребовал от бывших поклонников Елены выполнения торжественной клятвы и помощи в походе на Трою. Так началась известная война, продлившаяся десять лет. Следует заметить, что один из связавших себя клятвой поклонников Елены не пожелал оставлять свои обширные владения и отправляться на войну. Это был Эхепол из Сикиона, но он предложил прислать свою знаменитую кобылу Эфу, которая бегала быстрее ветра. Предложение было принято – даже в те времена люди понимали, что хорошая лошадь лучше, чем не желающий сражаться солдат. Случай, происшедший во время осады города, еще раз показал, с каким высоким религиозным почитанием греки относились к лошадям. По рассказу Вергилия, греческие солдаты устали от постоянных неудач, даже царь Агамемнон пал духом. Тогда Диомед и Одиссей ночью, когда враг спал, похитили коней царя фракийцев Реса. Эти молочно-белые кони имели сбрую из золота и серебра и успели приобрести репутацию самых быстрых в мире. Поскольку это были священные животные, их приобретению придавалось особое значение, и, когда новость об их поимке распространилась по лагерю, это было расценено как счастливый знак и боевой дух солдат возродился. Ведь оракул предвещал, что Троя будет взята, если кони Реса не смогут испить вод Ксанфа и поесть травы, выросшей на троянской земле. События показали справедливость пророчества, а его выполнению способствовала хитрость, связанная с образом священной лошади, которую мы как раз собираемся описать. Для начала отметим, что вошедшее в историю название «Троянский конь» совершенно неверно. Его следовало бы называть «Греческой кобылой», поскольку, во первых, он был придуман и создан греками, а не троянцами, а во-вторых, описание, данное Вергилием, не оставляет сомнений в том, что это была именно кобыла, а не жеребец. Впрочем, иначе и быть не могло, поскольку она была изготовлена под руководством и в качестве дара непорочной богине Минерве, для которой жеребец вряд ли мог считаться приемлемым подарком. Согласно повествованию Вергилия, на десятом году осады Трои Улисс (Одиссей), отчаявшись взять город осадой или штурмом, решил прибегнуть к военной стратегии. Действуя по совету жреца и предсказателя Калхаса, он построил из досок ели и клена чудовищную деревянную фигуру кобылы, «огромную, словно гора», полую внутри, способную вместить в себя отряд воинов. Он заявил, что причиной создания такого необычного творения было решение прекратить осаду и принести дар богине Минерве, чтобы она обеспечила ему удачное возвращение в Грецию. Самые храбрые воины спрятались в утробе деревянного животного, а остальные, как и было предусмотрено планом, покинули свои позиции, сделав вид, что отправились по домам. На самом деле они всего лишь перебрались на остров Тенедос, с которого могли услышать зов своих друзей, ожидая благоприятного момента для возвращения и неожиданного взятия Трои. У Одиссея был друг по имени Синон, известный своей ловкостью и хитростью. Он пообещал убедить троянцев ввезти чудовищную кобылу в городские ворота, чтобы впоследствии выбрать удобный момент, открыть дверцу, искусно замаскированную в ее боку, и выпустить греческих воинов. Он же посоветовал грекам вернуться с Тенедоса в Трою ночью, чтобы соединиться с отрядом, находящимся в утробе лошади. К тому времени воины уже выберутся на свободу, откроют городские ворота и будут ожидать подхода главных сил. Его совету последовали, и все шло согласно его плану. Троянцы, уверовав, что враг, потерпев поражение, действительно ушел от стен города, распахнули ворота и увидели у стен покинутый греками лагерь. Тогда их взоры обратились к огромной кобыле, греческому подношению Минерве, и один из старейшин посоветовал втащить деревянное чудовище в город и установить в цитадели. Однако многие молодые жители протестовали, утверждая, что это может быть ловушка, и настаивали, что лошадь необходимо утопить или сжечь или, по крайней мере, пробить в ней отверстия и посмотреть, не скрывается ли кто-нибудь внутри. Лаокоон, жрец Аполлона, также выступил вперед, чтобы предостеречь соотечественников. Он кричал: О вы, несчастные сограждане! Что за неистовство царит вокруг? Что за безумие овладело вашими умами? Ужель вы думаете, что греки ушли от ваших берегов? Неужто не известно вам искусство Одиссея? Эта пустая конструкция должна заключать В своих темных глубинах наших тайных врагов. Или это некая машина, которая поднимется над городом, Чтобы обозреть стены, а потом рухнуть вниз. Здесь что-то таится – хитрость или сила, — Не верьте подарку, не допускайте коня в город. Закончив свою гневную речь, Лаокоон метнул свое острое копье в кобылу, и в пустотелой конструкции глухо зазвенело оружие. Это спасло бы город, если бы боги не распорядились иначе. Как раз в этот момент на дороге появились пастухи, которые волокли за собой юного грека, найденного прячущимся в болотах. Этот человек был не кто иной, как Синон, который специально сдался в плен, чтобы выполнить свою миссию по взятию Трои. Троянцы столпились вокруг пленного. Они насмехались над беспомощным юнцом и всячески оскорбляли его. Но Синону все же удалось завоевать симпатии врагов, поведав им жалостливую историю о преследовании, которым он подвергся со стороны своих же соотечественников, от которых сбежал, потому что они хотели принести его в жертву Аполлону. Затем он перешел к раскрытию тайных замыслов греков, подтолкнувших их к созданию деревянной кобылы. При этом он постоянно повторял, что греки обошлись с ним так жестоко, что он считает себя свободным от любых обязательств перед этими людьми и горит желанием рассказать об их коварных планах. Далее он поведал, что греки были убеждены, что их единственная надежда на успех в этой войне – воспользоваться благосклонностью богини Минервы, но после того, как Диомед и Одиссей своими нечистыми руками унесли ее изображение из троянского храма, целомудренная богиня отвернулась от греков и их надежда угасла. Жрец и предсказатель Калхас сообщил, что они должны снова пересечь море и дома ждать новых знамений, иначе им не одержать победу в войне. Он же якобы дал указание воинам, перед тем как отбыть на корабль, сделать деревянную копию кобылы в качестве умиротворяющего дара Минерве. Им следовало сделать ее огромных размеров, продолжал Синон, чтобы троянцы не могли втащить ее через ворота в город и использовать в своих целях. Он полагал, что, не зная о священном предназначении лошади, они непременно, так или иначе, попытаются ее разрушить, хотя бы потому, что это работа врага. При этом их ожидает немедленная смерть. Если же, с другой стороны, троянцы с почетом втащат кобылу в город, тем самым они смогут завоевать расположение богини Минервы. Благочестивая богиня непременно поможет им повести победоносную войну в самом сердце Греции и навлечет на греков гибель, на которую они хотели обречь Трою. Ничего не заподозрившие троянцы поверили измышлениям Синона, и, пока они раздумывали над его словами, богами было ниспослано им ужасное знамение, которое должно было ускорить их движение к собственной гибели. Лаокоон на алтаре приносил в жертву Нептуну быка. Следует помнить, что Нептун был богом лошадей и поэтому, естественно, был оскорблен нападками Лаокоона на кобылу. Неожиданно над морем показались две ужасных змеи. Их головы поднимались высоко над поверхностью воды, хвосты вспенивали волны, глаза были красны, как кровь. Змеи, сопровождаемые страшным грохотом, покрытые кровью и языками пламени, направились к берегу. Они двигались прямо к алтарю, их раздвоенные языки шевелились, из пастей доносилось угрожающее шипение. Рядом с Лаокооном стояли два его маленьких сына. Змеи обвились вокруг мальчиков и задушили их. Лаокоон бросился на помощь детям и разделил их судьбу. Несчастный жрец тщетно взывал к небесам. Змеи завершили свою работу, после чего поползли в храм Минервы и легли у ее ног. Больше никто не сомневался и не призывал к осторожности. Благосклонность Минервы следовало вернуть любой ценой. Было объявлено, что Лаокоон понес заслуженное наказание за оскорбление священной кобылы. Жители единогласно решили, что подношение греков должно попасть в город. Они открыли Скайские ворота и повалили стену рядом с ними. Под ноги лошади подложили ролики, шею обвили веревками, сопровождаемый песнями и танцами символичный монстр въехал в город и был водворен в самом его центре. Храмы были украшены цветами, и весь день прошел в празднованиях. И все же знамений приближающейся беды тоже было немало. Четыре раза кобыла застревала в воротах, четыре раза изнутри ее раздавалось бряцанье оружия. Кассандра тоже предсказывала гибель города, но на нее никто не обратил внимания. Наконец, наступила ночь, и город уснул. Тогда греческие воины появились из своего деревянного убежища, убили троянских часовых, открыли городские ворота и подожгли Трою. Когда по прошествии длительного времени после описанных событий поэт Демодок, по просьбе Одиссея, огласил эту историю на празднестве, Гомер поведал нам об этом так: …И запел Демодок, преисполненный бога. Начал с того он, как все на своих кораблях крепкозданных В море отплыли данаи, предавши на жертву пожару Брошенный стан свой, как первые мужи из них с Одиссеем Были оставлены в Трое, замкнутые в конской утробе, Как напоследок коню Илион отворили трояне. В граде стоял он; кругом, нерешимые в мыслях, сидели Люди троянские, было меж ними троякое мнение: Или губительной медью громаду пронзить и разрушить, Или, ее докативши до замка, с утеса низвергнуть, Или оставить среди Илиона мирительной жертвой Вечным богам: на последнее все согласились, понеже Было судьбой решено, что падет Илион, отворивши Стены коню, где ахейцы избранные будут скрываться, Черную участь и смерть приготовив троянам враждебным. Одиссея. Песнь восьмая. Пер. В. Жуковского Среди воинов, спрятавшихся внутри деревянной кобылы, был Диомед – тиран Фракии, постоянный спутник Одиссея во всех его приключениях. Данте утверждает, что они всю жизнь были неразлучными и таковыми остались даже в аду. В «Божественной комедии» читаем: В нем мучатся, – ответил мой вожатый, — Улисс и Диомед, и так вдвоем, Как шли на гнев, идут путем расплаты; Казнятся этим стонущим огнем И ввод коня, разверзший стены града, Откуда римлян вышел славный дом… Ад. Песнь XXVI. Пер. М. Лозинского Имя Диомеда связано не с одной только троянской кобылой. Он почитал лошадей священными, и это доказано легендой о том, как он потчевал своих рысаков чужестранцами, которые появлялись на его берегах. Очевидно, это была культовая жертва, поскольку иностранцы считались предпочтительнее для некоторых божеств. Например, египетский царь Бусирис жертвовал врагам всех странников, которые попадали на территорию его царства.47 О, беги, ведь здесь, в крови чужестранцев, Утопает алтарь Бусириса, и к ней добавится твоя. Его алтарь стоит среди убитых гостей Непристойно грязный, покрытый запекшейся кровью. Камоэнс. Лузиады. Песнь XI Седьмым подвигом Геракла стало наказание Диомеда за излишнюю жестокость. Он бросил Диомеда его же лошадям, а когда они пожрали хозяина, отвел их к Эврисфею, царю Аргоса (который руководил им по воле богов), в доказательство того, что этот подвиг совершен. Коней Диомеда звали Динос (ужасный) и Лампон (Ясноглазый). В мифологии они известны как фракийские кони. История о троянской кобыле сделала выражение «троянский конь» нарицательным. Имеется в виду, что под благовидным покровом могут быть скрыты самые злобные намерения. И хотя, возможно, понятие stalking-horse– «заслонная лошадь» (охот.),«подставное лицо, ширма» (англосаксонское staelcan – to walk with strides —«делать что-то одним махом, без усилий»), произошло вовсе не от достижений Одиссея, а возникло само по себе, все же сходство основной идеи здесь определенно присутствует. Священная фигура лошади – а ее англосаксы почитали ничуть не меньше, чем греки, – используется, чтобы обмануть намеченную жертву и одновременно умилостивить богов. Птицеловы еще не так давно прятались за полотном с изображением пасущейся лошади, вместе с которым подкрадывались к дичи до тех пор, пока не оказывались от нее на расстоянии выстрела. Шекспир в комедии «Как вам это понравится» писал: «Он употребляет свое шутовство как прикрытие, из-под которого пускает стрелы своего остроумия».
Вы еще не знаете где можно посмотреть пикантные фильмы для взрослых в хорошем качестве? В таком случае следует обратиться к специализированному развлекательному ресурсу - https://www.pornomilk.com
|