День начинался задолго до рассвета: в это время женщины вставали, разводили огонь и начинали готовить завтрак. Огонь добывали путем вращения палки с заостренным твердым концом, вставляя ее в углубление в мягкой древесине, служившей трутом, но делали это не каждый день, поскольку тлеющие уголья в сложенном из трех камней очаге обычно сохраняли тепло всю ночь. Приготовление завтрака являлось довольно длительной процедурой. Хотя бобы оставляли на ночь в горшке, новую порцию маиса нужно было размалывать каждое утро. Зерна маиса вымачивали в насыщенном известковом растворе всю ночь, чтобы размягчить их кожуру, которую перед помолом требовалось удалить. Размол размягченных зерен производили на плоском камне с помощью каменной скалки. Конечный продукт представлял собой скорее тестообразную массу, чем муку, но имел необходимую консистенцию для приготовления лепешек. Их выпекали на глиняной сковороде, затем горячими складывали в мелкую посуду и накрывали куском ткани, чтобы они оставались теплыми. Пока длился этот процесс, хозяин дома приступал к утренней молитве. Взяв немного тлеющих угольков из очага для курильницы (глиняный сосуд), он, выйдя на улицу, садился на корточки лицом к востоку. Подбрасывая кусочки смолы дерева копал и наблюдая за вьющимся дымом благовоний, он молился, прося даровать ему, в зависимости от того, что требовалось ему этим днем, либо удачную охоту, либо благоприятную для сева погоду, либо дождь.
Когда были готовы лепешки, мужчина возвращался в хижину и, усевшись на служивший табуретом обрубок дерева, приступал к еде. Каждой лепешке придавалась форма ложки или ковшика, и с ее помощью можно было зачерпнуть из горшка порцию бобов. Съедая «ложку» вместе с ее содержимым, он получал прекрасно сбалансированный рацион белков и углеводов. Необходимость рано вставать диктовалась условиями тропического климата, требовавшими, чтобы работа шла в более прохладные утренние часы, а иногда и вечером. В жаркие дневные часы майя предпочитали отдыхать. К тому же, если это был день охоты, шанс добиться наибольшего успеха выпадал на время перед восходом солнца и сразу после него. Отправляясь на охоту, мужчина брал с собой обед, состоявший из завернутой в листья тестообразной маисовой массы. Если он работал в поле, обед ему туда обычно приносила жена. * * *
Вечерний прием пищи происходил в пять часов. Прежде чем приступить к еде, мужчина принимал ванну, обычно горячую, для чего использовался деревянный чан, для которого его жена в течение всего дня нагревала воду на огне в глиняных мисках. В больших городах, таких как Тикаль, мужчина мог чередовать мытье дома с посещением общественных бань, где общался с друзьями. Пятичасовой прием пищи – основной в течение дня – отличался большим разнообразием и питательностью блюд. Основу его также составляли маисовые лепешки, но вместо бобов женщины, в зависимости от наличия того или другого продукта, подавали мясо или рыбу, которые обычно тушили с овощами и травами. При отсутствии мяса заменой ему могли служить яйца. В качестве десерта употреблялись различные плоды, вызревавшие в то или иное время года. Основным напитком был приготовленный из какао-бобов и маисовой муки шоколад, который ранние испанские летописи описывают как очень приятный на вкус, пенистый напиток. При отсутствии какао-бобов – по обыкновению стоивших дорого, поскольку их приходилось доставлять на Юкатан из горных районов, – в семьях пили напиток, представлявший собой подслащенную медом смесь воды и маисовой муки. Воду в чистом виде обычно не пили.
|