Жречество являлось многочисленным слоем общества майя. Как и в большинстве цивилизаций, у майя существовала строгая церковная иерархия, во главе которой стояли верховные жрецы, или ах кины. На ступень ниже стояли помощники и жрецы особой специализации. К последним относились: уже упоминавшийся наком, руководивший жертвоприношениями; чилан, то есть медиум или предсказатель; и чак, старейшина, выполнявший обязанности помощника во время жертвоприношений. Жречество выполняло многочисленные функции. Хранителями накопленных майя знаний являлись жрецы, им одним был известен ключ к иероглифам и системе вычислений. Жрецы не только руководили церемониями жертвоприношений, главной целью которых было задобрить богов, но и толковали связанные с жертвоприношениями предзнаменования. Необходимость составлять гороскопы сделала из них прекрасных астрономов. Но возможно, важнее всего было то, что они разработали замечательный и очень подробный календарь, на основании которого они сообщали мирянам сведения о религиозных торжествах, благоприятных днях для сева, неизбежности солнечных затмений и многое другое. Для увековечивания этих знаний, по всей вероятности, организовывались школы, учителями в которых были жрецы, но о них почти ничего не известно. Священничество часто переходило по наследству. Многие жрецы были сыновьями жрецов. Но пополнение рядов духовенства шло и за счет сыновей из семей знати. Как уже отмечалось, верховный правитель совмещал выполнение ряда религиозных и священнических функций со светской властью. Поэтому, хотя государства майя и находились под двойной властью жречества и знати, между теми и другими не было существенных противоречий: все они являлись родственниками. Жречество и знать представляли собой тесно сплоченное сообщество людей, живущих в домах вокруг храмов-пирамид. Соблюдением религиозных обрядов в поселениях занимались местные жрецы, в чьи обязанности главным образом входило делать предсказания, хотя помимо этого они должны были определять благоприятные дни для свадеб и требования богов в отношении жертвоприношений, а также заниматься диагностикой болезней и снятием порчи. Чаки были мирянами из числа наиболее уважаемых и знающих старейшин. Выше уже отмечалось, что они держали веревки по углам квадрата, внутри которого находились подростки во время торжеств по случаю достижения зрелого возраста. Четверо чак также держали четыре конечности жертвы во время жертвоприношения. По сведениям епископа де Ланда, среди чак имелись искусные резчики по дереву, которые время от времени в полной изоляции занимались изготовлением деревянных идолов. Чаки выполняли различные обязанности не только в городских храмах, но и в деревнях, где оказывали помощь в проведении различных местных празднеств, чем способствовали более тесному контакту духовенства с простым народом. Чилан являлся еще одним из представителей духовенства, находящимся в гуще народных масс. Уместно предположить, что, поскольку он умел толковать волю богов, ему оказывали всевозможные почести, а передвигался он в паланкине. Готовясь к прорицанию, он должен был пройти ритуальное очищение, включавшее в себя продолжительный пост и воздержание. Тексты майя, если их перевод верен, указывают на то, что сеансы чилана проходили в отдельной хижине, где он, войдя в транс, лежал распростертым на полу и получал послания от богов, находящихся под крышей. Вполне вероятно, что входить в транс чилану помогали наркотики. На более низкой ступени, чем чаки и чиланы, находились скромные священнослужители, носившие название «ах мены». Они должны были следить за тем, чтобы указания богов (переданные через жрецов) точно воплощались в жизнь крестьянских хозяйств. Они руководили проведением некоторых ритуалов, среди которых были гадания и лечение больных, также они, по всей видимости, за определенную плату молились богам. Крестьянин майя относился к богам с огромным уважением, даже со страхом. Он тревожился за каждый свой шаг, опасаясь последствий. Поэтому в своих молитвах он просил богов либо о покровительстве, либо благодарил их за прошлые благодеяния. Молитвы эти не отличались особой духовностью. Кроме того, каждый крестьянин майя отождествлял себя с выращиваемыми сельскохозяйственными культурами и животными, живущими рядом с ним в этом мире. Его жизнь и жизнь маиса были неразрывно переплетены. Точно так же, как и он, каждое дикое животное обладало душой, находящейся под защитой богов земли. В случае необходимости человек мог убить животное, но до или сразу после этого он должен был принести извинения. Чтобы избежать кары, он иногда передавал свою добычу друзьям, а уже от них принимал ее часть. Таким образом, он мог утверждать, что ест лишь то, что ему было дано. В городе Ушмаль существует получившее название «Женский монастырь» здание, где, как полагают, проживали давшие обет безбрачия девушки. Британский ученый Эрик Томпсон считает, что это не так. И все же у майя существовало сообщество давших обет безбрачия женщин, чьи обязанности предписывали им украшать изящной вышивкой ткани, делать украшения из перьев, проводить уборку в храмах и поддерживать священный огонь.
|