Подлинное имя Петра было Симон бар-Ионе (то есть сын Ионы). Происходил он из селения Вифсаиды. Андрей, брат Симона, первым пришел к Иисусу и стал Его учеником. Позже он привел к нему Симона. Однако Иисус сразу выделил Симона из остальных Своих последователей. Едва взглянув на него, Он сказал: «Ты — Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа (то есть «Камень»)». В переводе на греческий это имя звучит как «Петр». Под этим именем он и стал известен в дальнейшем. Порывистый темперамент сочетался в Петре с робостью. Но он больше остальных учеников был привязан к Наставнику, и эта любовь помогала побеждать свойственное ему малодушие. В грядущем Христос готовил для Петра совершенно особенную роль. В Евангелии от Матфея читаем, что однажды Иисус спросил учеников: «За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?» Они сказали: «Одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков». Он спросил: «А вы за кого почитаете Меня?» Петр отвечал: «Ты — Христос, Сын Бога Живого». Иисус остался доволен этим ответом и сказал «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты Петр («Камень»), и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что скажешь на земле, то будет сказано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах». Во время Тайной вечери, когда Петр в порыве любви к Иисусу говорил, что готов ради Него идти в темницу и на смерть, Христос отвечал: «Говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что знаешь Меня». Петр не поверил этим словам. Но затем, когда Иисус был захвачен стражниками и отведен на судилище, Петр в смущении и растерянности последовал за Ним к дому первосвященника. Слуги развели огонь и сели вместе. Петр тоже присел между ними. Тут одна служанка, всмотревшись в него, сказала: «И этот был с Ним». Петр испугался и сказал женщине: «Я не знаю Его». Вскоре потом другой, увидев его, сказал: «И ты один из них», имея в виду, что он ученик Христа. Но Петр сказал этому человеку: «Нет!» Прошло с час времени, и тут кто-то еще стал говорить: «Точно, и этот был с Ним, ибо он галилеянин». Но Петр отвечал этому человеку: «Не знаю, что ты говоришь». И в то время, когда он еще говорил это, запел петух. Тогда Иисус, обернувшись, взглянул на Петра, и Петр вспомнил слово Господа, как Он сказал ему: «Прежде нежели пропоет петух, отречешься от Меня трижды». И, выйдя вон, он горько заплакал. Но Христос, конечно, не мог оставить такой груз на совести одного из любимейших своих учеников. Уже после Своего Воскресения Он явился апостолам у моря Тивериадского. Во время этой встречи Иисус спросил Петра: «Симон Ионин! Любишь ли ты Меня больше, нежели они?» Петр отвечал: «Так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя». Иисус сказал: «Паси агницев Моих». И во второй раз спросил его: «Симон Ионин! Любишь ли ты Меня?» Петр опять отвечал: «Так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя» Иисус сказал. «Паси овец Моих». И тут же спросил в третий раз: «Любишь ли Меня?» Петр подумал, что Христос после его отступничества сомневается уже в его искренности. Он опечалился и отвечал. «Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя». Иисус опять велел ему: «Паси овец Моих». Считается, что этим троекратным утвердительным ответом Петр освободился от греха своего отступничества. И действительно, во всей дальнейшей его жизни не было больше ни одного случая, когда бы он проявил слабость. Иисус, зная всю его грядущую жизнь и ожидавшую его мученическую кончину, сказал Петру на прощание, незадолго до Своего Вознесения: «Когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя и поведет, куда не захочешь». Этими словами Он дал понять, какой смертью Петр прославит Бога. Через десять дней после Вознесения Господа Иисуса Христа, апостолы собрались на иудейский праздник Пятидесятницы. Внезапно раздался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. Вслед за тем явились разделяющиеся языки пламени по одному на каждого из апостолов. После этого все они исполнились Святого Духа и стали славить Бога на разных языках, которых прежде не знали. В то время в Иерусалим собралось множество иудеев из разных стран. Сильный шум привлек их внимание. Народ собрался возле дома, где были ученики Христовы. Люди в изумлении спрашивали друг друга: «Не все ли они галилеяне? Как же мы слышим каждый свой язык, в котором родились? Как они могут говорить нашими языками о великих делах Божиих?» В то время как одни так изумлялись, другие говорили: «Они перепились сладкого вина». Петр, слыша такие речи, вышел к народу вместе с другими апостолами и сказал: «Мужи иудейские и все живущие в Иерусалиме! Внимайте словам моим: люди эти не пьяны, как вы: думаете, но это Дух Святой сошел на них. Случилось же это во исполнение предсказаний пророка Иоиля и обещаний Учителя нашего Иисуса Назарея, Которого вы, пригвоздив руками, беззаконно убили. Но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его. И этому чуду мы все были свидетелями. Вознесенный десницею Божией и приняв от Отца обетование Святого Духа, Он излил то, что вы ныне видите и слышите. Итак, твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли». Многие иудеи, услышав эту проповедь, умилились сердцем и спросили Петра: «Что же нам делать?» Петр отвечал: «Покайтесь и креститесь во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и получите дар Святого Духа». Уверовавшие во Христа охотно приняли крещение. Таких оказалось в этот день около трех тысяч человек. С этого времени христианство стало быстро распространяться среди иудеев. В «Деяниях апостолов» мы читаем о жизни первых христиан: «Все верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви». Отправление культа было еще очень простым. Христос со своим тонким религиозным чувством не установил нового ритуала. Первые христиане не имели еще особых религиозных церемоний. Собрания их не заключали в себе ничего литургического. Это были собрания братии, которые проводились в молитве, пророчестве и чтении посланий. Не было еще ничего священнического. Не было и самих священников. Необходимым условием приобщения к новому вероучению было крещение по обряду Иоанна Крестителя. Но за ним обязательно должны были следовать дары Святого Духа (крещение Духом Святым), они совершались при произнесении апостолами установленной молитвы и возложении ими рук над головой неофита. Этому возложению приписывалось величайшее значение оно порождало вдохновение, внутреннее просветление, давало власть совершать чудеса, пророчествовать и говорить на чужих языках. Прочие иудеи находились в страхе, так как через апостолов совершалось много чудес и знамений. Однажды Петр и другой апостол Иоанн шли вместе в храм для молитвы. У входа они увидели калеку, который был хром от самого рождения. Апостолы позвали его: «Взгляни на нас». Калека поднял голову, надеясь получить от них что-нибудь, но Петр сказал: «Серебра и золота у меня нет, а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назарея встань и ходи». И когда он поднял калеку за правую руку, его ступни и колени укрепились. Он вскочил, начал ходить и пошел с ними в храм, скача и хваля Бога. Все бывшие в храме, видя это, исполнились ужаса и изумления. А Петр сказал им: «Мужи Израильские! Что дивитесь сему, или смотрите на нас, как будто бы мы своею силою сделали то, что он ходит? Бог отцов наших прославил Сына Своего Иисуса, Которого вы предали и от Которого отреклись перед лицом Пилата. И ради веры во имя Его, имя Его укрепило этого калеку. Итак, покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши». Когда Петр так говорил, приступили к нему и к Иоанну священники и велели заключить их под стражу. Однако многие из тех, кто слушал их, уверовали, и было таких до пяти тысяч. На другой день собрались начальники, старейшины и книжники и, поставив Петра и Иоанна перед собой, стали спрашивать их: «Какою силою или каким именем вы сделали это?» Петр отвечал: «Именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли и Которого Бог воскресил из мертвых. Им поставлен он перед вами здрав». Первосвященники велели им впредь не учить и не говорить от имени Иисуса. Но Петр возразил: «Судите, справедливо ли перед Богом слушать вас более, нежели Бога? Мы не можем не говорить того, что видели и слышали». Священники, пригрозив, на первый раз отпустили их, так как не смогли найти в их поступке никакой явной вины. В народе быстро распространился слух об этом исцелении, так что верующие во множестве выносили больных на улицу, в надежде, что хотя бы тень проходящего Петра осенит их. И действительно, к великому неудовольствию первосвященников, многие из них исцелялись. Они вновь повелели схватить апостолов. Но ангел Господень ночью отворил двери темницы и вывел их из нее. После этого чуда первосвященники не осмелились вновь взять их под стражу, однако ожесточение против христиан стало возрастать с каждым днем. В те дни большой известностью среди иудеев пользовался Стефан, который, исполнившись веры в Христа, совершал великие чудеса и знамения в народе. Враги христиан не в силах были противостоять ему в споре, и тогда они возвели на него клевету. Нашлись лжесвидетели, которые говорили: «Мы слышали, как он говорил хульные слова на Моисея и на Бога». Тогда иудеи вывели Стефана за город и побили камнями. Он стал первым мучеником, который принял смерть за Христа. (Это произошло около 37 г.) Но в то время как в столице распространение христианства прекратилось, в других местах число сторонников нового вероучения продолжало расти. Филипп, один из ближайших сподвижников апостолов, отправился в Самарию, и под влиянием его проповедей многие там уверовали в Христа. Среди прочих был здесь некий муж по имени Симон, который перед тем волхованием и колдовством сильно изумлял самарян. Под влиянием проповедей Филиппа он уверовал в Христа и крестился. Петр и Иоанн, узнав об успехах Филиппа, тоже отправились проповедовать в Самарию и здесь, путем наложения рук, многих приобщили к Духу Святому. Симон, увидев, что Дух Святой передается через возложение рук апостольских, принес им деньги и попросил: «Дайте и мне эту власть, чтобы тот, на кого я возложу руки, получил Духа Святого». Петр сказал ему: «Серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги. Но нет тебе в этом ни части, ни жребия, ибо сердце твое неправо перед Богом». С тех пор Симон сделался злейшим врагом Петра. Петр продолжал проповедовать по всей стране. Однажды, обходя церкви в Иудее, Галилее и Самарии, он пришел в Иоппию и там узнал, что умерла одна из учениц христовых по имени Тавифа, которая всегда была исполнена добрых дел и творила много милостынь. Петр, приблизившись к ее телу, преклонил колени, помолился, а потом сказал: «Тавифа! Встань». Она открыла глаза и, увидев Петра, села. Он подал ей руку, вывел из комнаты живой и передал в руки вдовицам, которые только что оплакивали ее. Это чудо сделалось известным по всей Иоппии, и многие тогда уверовали в Христа. На другой день Петр около шестого часа пошел наверх дома помолиться. Тут он почувствовал голод и увидел отверстое небо и сходящий к нему сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю. В нем находились всякие четвероногие, пресмыкающиеся и птицы. И был глас к нему: «Встань, Петр, заколи и ешь». Петр отвечал: «Нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого». Тогда в другой раз был к нему глас: «Что Бог очистил, того ты не почитай нечистым». Это было трижды; и сосуд опять поднялся на небо. Только позже Петр понял, что это видение было ему неспроста и предвещало скорое обращение в новую веру язычников. Из Иоппии он отправился в Кесарию и здесь был принят в доме римлянином Корнилием, который был сотником в Италийском полку. Петр рассказал ему и его близким о земной жизни Христа, о Его казни и чудесном Воскресении. Во время его речи Святой Дух сошел на всех, кто слушал его слово, и все они стали на различных языках величать Бога. Иудеи-христиане, сопровождавшие Петра, были сильно изумлены тем, что Святой Дух излился также и на язычников. До сих пор никто не думал, что и язычники могут сделаться христианами. Но Петр сказал: «Кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святого Духа?» И он крестил всех обращенных во имя Иисуса. По возвращении его в Иерусалим, некоторые из христиан упрекали его в том, что он общался с язычниками и крестил их. Но Петр отвечал: «Если Бог дал им такой же дар, как и нам, уверовавшим в Господа Иисуса Христа, то кто же я, чтобы мог воспрепятствовать Богу?» Тогда они успокоились и прославили Бога. В это время пришли известия и от других проповедников из Финикии, Антиохии и Кипра, которые писали, что многие из греков-язычников уверовали и обратились к Господу. Так евангелие начало распространяться за пределами Иудеи. Напротив, сами иудеи все более враждебно относились к новому вероучению. Правитель Галилеи Ирод велел в 44 г. обезглавить Иакова Заведеева. Он был первым из апостолов, кто принял мученическую смерть. Затем Ирод приказал схватить Петра, велел посадить его в темницу и стеречь. Петр ждал неминуемой казни, но Ангел Господень ночью сошел к нему в темницу и вывел на свободу. Петр поспешно покинул Иерусалим и следующие двадцать лет провел, вероятно, в Антиохии. Но об этом периоде его жизни не сохранилось почти никаких сведений. Место Петра в Иерусалимской общине (которую он фактически возглавлял все годы после Вознесения Христа) занял Иаков, брат Господень. Когда стало известно, что многие язычники охотно принимают крещение, в церкви поднялся горячий спор о том, должны или не должны новообращенные исполнять все иудейские обряды и, прежде всего, подвергаться обрезанию. В 51 г. в Иерусалиме состоялся апостольский собор, посвященный обсуждению этого вопроса. После долгих споров и рассуждений Петр, поднявшись, сказал: «Мужи братия! Вы знаете, что Бог избрал из нас меня, чтобы из уст моих язычники услышали слово Евангелия и уверовали, и Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святого, так же как и нам; и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив их сердца. Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на учеников иго, которое не могли вынести ни отцы наши, ни мы? Но мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся, как и они». Слова Петра поразили всех собравшихся. После этого никто уже не настаивал на том, чтобы новообращенные из язычников соблюдали иудейские законы, за исключением самых необходимых. Всего таких запрещений было четыре: воздерживаться от идоложертвенного (то есть от мяса, оставшегося после языческих жертвоприношений, которое обычно поступало в продажу; подобное мясо иудеи считали нечистым), воздерживаться от удавленины (то есть христиане не должны были употреблять мяса животных, умерщвленных посредством удушения, без истечения крови; кровь, в глазах иудеев, была седалищем души, и поедание крови всегда считалось страшным грехом), воздерживаться от блуда (то есть храмовой проституции, обычной среди язычников) и не делать другим того, чего они сами себе не хотят. Об этом решении дано было знать особым соборным посланием во все христианские общины Антиохии, Сирии и Киликии. Сохранилась легенда о том, что последние годы своей жизни Петр провел в Риме, хотя и неизвестно, когда он сюда прибыл. В 60-х гг. римская церковь являлась одной из самых многочисленных, и Рим, наряду с Эфесом и Антиохией, был важнейшим центром христианства. Все дошедшие до нас послания Петра были отправлены им из Рима. Тогда же, по свидетельству первого церковного историка Евсевия, переводчик и секретарь Петра по имени Марк тщательно записал проповеди апостола об учении и деяниях Христа. Это евангелие поначалу было известно как Петрово, но потом стало называться Евангелием от Марка. Согласно легенде, здесь же, в Риме, произошла вторая встреча Петра с магом Симоном, который будто бы приобрел волхованием большую власть над бесами и своим нечистым искусством смущал многих римлян, заставляя их поклоняться ему как богу. Узнав об этом, Петр стал укорять римских христиан за то, что они молчат, видя как пособник Сатаны глумится над христовой верой. Те отвечали, что более Сатаны Симону помогает император Нерон, приблизивший к себе ловкого иудея. Тем не менее Петр решил при первой возможности изобличить козни Симона. Вскоре у одной знатной римлянки умер сын. Видя ее горе, родственники захотели ей помочь, и один из них пригласил к гробу юноши Петра, а другой Симона. Петр сказал: «Кто воскресит этого юношу, тот более прав в своей вере». Симон согласился, но сколько он ни призывал бесов, никто к нему не явился, так как Петр своей властью запретил им это. Когда пристыженный Симон отошел от тела, Петр стал молиться Господу, и тотчас мертвый по его слову открыл глаза, стал ходить и говорить. Все видевшие это чудо уверовали в Христа и хотели убить Симона, но Петр запретил им это. Однажды (около 66 г.) Симон опять явился в Риме и объявил о том, что завтра поутру живым вознесется на небо. Чтобы видеть это чудо, римляне заблаговременно собрались на форуме. Симон начал читать заклинания и, призвав бесов, стал с их помощью быстро подниматься в воздух. Пораженные этим люди говорили: «Воистину, это дело Божие!» Но тут Петр громко приказал: «Господи, повели нечистым бесам бросить этого обманщика». Бесы немедленно покинули колдуна, и он, упав с огромной высоты, разбился насмерть. Это чудо еще более поразило римлян, и многие из них крестились. Однако Нерон, услышав о смерти Симона, пришел в гнев и повелел схватить Петра. Узнав, что его всюду ищут, Петр закрыл лицо плащом и тайком покинул город. Когда он уже был в безопасности, он вдруг увидел идущего ему навстречу Иисуса. Петр упал перед ним на землю и спрягал, изумленный этим видением: «Куда идешь, Господи?» «Иду в Рим, чтобы снова быть распятым», — отвечал Иисус и с этими словами исчез. Петр сообразил, в чем состоит воля Господа. Он открыл лицо и пошел обратно в город. Вскоре его узнали и схватили. Были посажены в темницу и другие христиане, каких удалось сыскать. Большую часть их распяли на крестах. Перед смертью Петр попросил как о последней милости, чтобы его распяли вниз головой. Просьба его была уважена.
|