Пьесы Александра Островского появились на театральных подмостках Москвы в тот момент, когда русский театр представлял собой постановки развлекательных водевилей, простых мелодрам или переводной классической литературы. Островский сумел полностью изменить традиции русской драматургии, отказавшись от многих принципов старой театральной школы. Герои его пьес –купцы и чиновники, люди простые, с простыми же страстями, мелкими проблемами и не яркой социальной жизнью. Островский первым из русских драматургов показал, что люди невысоких сословий живут такими же эмоциями и драмами, как и великое дворянство. Они умеют любить и страдать, мучительно искать счастье и бороться с несправедливостью. Пьесу Гроза Островский написал в середине своего творческого пути. Именно она является на данный момент самой популярной из его работ.
В своих произведениях Александр Островский делает основной акцент на актерской игре, создавая мизансцены для нескольких актеров, при этом артисты не играют на публику – они живут на сцене своей жизнью, делая зрителя свидетелем обычных проблем обычных людей.
Психологические драмы, составляющие основу произведений, автор брал из наблюдений за жизнью московского купечества, которая в полной мере проходила перед его глазами. Сын московского чиновника средней руки, выросший в купеческих кварталах Замоскворечья, он с ранних лет имел возможность наблюдать за повседневностью самых разных людей. Перенеся на сцену бытовые сюжеты, продиктованные самой жизнью, Островский сумел заинтересовать зрителя образами и характерами обычных людей, не склонных к возвышенным беспочвенным терзаниям, которые заполонили в то время умы и души русского дворянства.
Произведения Островского ставили на подмостках Московского Малого Театра более 30 лет. Его пьесы были не только интересны для зрителя, но и удобны для режиссеров и актеров. Он всегда вводил в сценарии разноплановые роли, для актеров разных возрастов и амплуа. Постановки, в которых центральным образом был статичный главный герой с длинными монологами, ушли в прошлое. Новый театр Островского - это пьесы для целого актерского ансамбля, в котором каждый герой имеет свое четко очерченное место.
Пьесы Островского сатиричны и реалистичны. Социальное их значение было огромным для того времени. Он первым вывел на сцену образы «неинтересных» людей– мещан, чиновников, трудовую интеллигенцию. Его театр был по-настоящему «народным», но при этот ему был чужд грубый натурализм. Островский умел мастерски преподнести драму или трагедию простой человеческой жизни, вызывая у зрителя сочувствие и сострадание, но никогда – гнев или брезгливость. В основах нового театра, заложенного Островским, лежит прежде всего драматургия общественных характеров и разнообразнейших психологических образов.
Театр Островского и его пьесы не теряют зрительского интереса и сегодня. Меняются времена и нравы, история неумолимо бежит вперед, но страсти человеческие, пороки и добродетели остаются неизменными - такими, как показывал их в своих пьесах великий Островский.
|